Характеристика психики ребенка в пренатальный период. Психологическое развитие ребенка в пренатальном периоде. Как развивается ваш ребенок

Исследования преимуществ внутриутробной стимуляции проводились по всему миру. Их результаты показали, что ребенок может обучаться до рождения. Поэтому, хотя традиционно считалось, что самое главное - это стимуляция детей с рождения до 7 лет, не менее важно помнить о преимуществах внутриутробного обучения.
Исследования показали, что дети, которых стимулировали до рождения, быстрее смогли овладеть многими зрительными, языковыми и двигательными навыками. Кроме того, были получены данные, свидетельствующие о том, что мозг таких детей лучше развит, и их интеллектуальный уровень очень высок.
Один из видов пренатальной стимуляции - проигрывание ребенку классической музыки. Многие специалисты считают, что классическая музыка - один из лучших источников информации. Кроме того, можно говорить со своим ребенком, петь ему и гладить свой живот - все это будет способствовать внутриутробному обучению малыша. И все-таки лучший способ внутриутробной стимуляции ребенка и развития его мозга - это звук.

Доктор Норман А. Равски, доцент медицинских наук кафедры акушерства и гинекологии Йельской Высшей медицинской школы, а также врач-ординатор университетской больницы в Нью Хейвене, рекомендует проигрывание классической музыки эмбрионам. Доктор Равски утверждает, что «внутриутробная акустическая стимуляция плода положительно влияет на исход беременности и на развитие плода». Считается, что если ребенок, находясь в утробе, слышал голоса своих родителей, он узнает их и сразу после рождения. Разговор с ребенком будет полезен не только как стимуляция, но и как еще одна возможность для отца ребенка установить с ним более тесную связь. Когда вы говорите со своим ребенком не забывайте о том, что первый шаг в овладении языковыми навыками - это усвоение интонаций. Очень важно, чтобы с ребенком говорили оба родителя. Голос матери более высок и мелодичен, к тому же ребенок слышит его постоянно. Голос отца более низкий и сильный, поэтому он легче проникает через плаценту.

Как развивается ваш ребенок

Первый триместр - эмбрион начинает развиваться, начинают формироваться голова, руки и ноги, он начинает двигаться (вы этого не чувствуете); начинают развиваться отделы нервной системы, отвечающие за равновесие и ориентацию в пространстве; сердце начинает биться сильнее.
Второй триместр - голова развивается быстрее, чем остальные части тела; глаза реагируют на свет; начинают развиваться основные внутренние органы; ребенок реагирует на громкие звуки и музыку; он активно двигается, и вы уже можете это почувствовать; ребенок начинает слышать, и его способность к обучению значительно увеличивается; появляются первые признаки наличия памяти и способности реагировать на всевозможные раздражители, при этом музыка имеет успокаивающее действие, а резкие звуки - возбуждающее.
Третий триместр - нервная система ребенка полностью сформирована; мозг растет очень быстро; движения более скоординированные; мускулы лучше развиты; ребенок двигается в такт музыке; зрение сформировано, поэтому его реакция на свет становится очевидной; на девятом месяце он толкается реже, но сильнее; он продолжает расти и развиваться вплоть до рождения.

Kaк развивается мозг ребёнка

Мозг вашего ребенка начинает развиваться практически сразу после зачатия. К концу пятого месяца уже определено, сколько мозговых клеток будет иметь ребенок с рождения и до конца жизни. С этого момента меняться будет только размер и сложность уже созданных клеток и межклеточных связей. Примерно на восьмом месяце внутриутробного развития мозг вашего ребенка значительно изменится. Он станет в два раза тяжелее, и связи между мозговыми клетками станут еще более сложными. Постепенно клетки увеличиваются, обрастая невероятно сложной системой многократных межклеточных соединений, напоминающей сплетенные ветки дерева. Чем сильнее стимуляция клеток (например, с помощью классической музыки), тем сложнее система межклеточных соединений и, соответственно, тем лучше будет развит мозг.
Число мозговых клеток, имеющихся у ребенка при рождении, позволяет определить его потенциал, а уровень интеллекта в итоге определяется именно количеством межклеточных связей. Поэтому если вы будете регулярно стимулировать в дородовой период рост межклеточных связей вероятность того, что у вашего ребенка будет развитый интеллект, существенно повышается.

Результаты исследований

Исследования показали, что стимуляция чувств плода влияет на рост мозговых клеток . Если ребенка стимулировали недостаточно, количество межклеточных связей будет существенно меньше. Это подтверждают многие специалисты по проблемам развития мозга у детей. Недостаток межклеточных связей может привести к смерти мозговых клеток, особенно на восьмом месяце беременности.
К концу пятого месяца внутриутробного развития ребенок начинает слышать и обучаться, и вы сами можете определить реагирует ли он на внешние раздражители. Например, некоторым беременным женщинам приходилось раньше времени уходить с концертов классической музыки, потому что их дети начинали так сильно толкаться в такт музыке, что перенести это было абсолютно невозможно!
В ходе одного из исследований, будущим мaмам предлагали ставить детям свою любимую классическую музыку по десять минут в день, делая при этом звук чуть громче, чем звук нормального разговора. Было обнаружено, что дети тут же реагируют на изменения в окружающей среде убыстренным сердцебиением. Интересен еще тот факт, что ребенок никак не реагирует на отдельные не связанные в мелодию ноты, даже если они звучат очень громко и близко.
Другое исследование показало, что дети, которые с пятого месяца внутриутробного развития и до самого рождения по десять минут дважды в день слушали классическую музыку, развивались быстрее, начинали говорить на шесть месяцев раньше и имели более высокий интеллектуальный уровень, чем дети, которые не слушали музыку, находясь в утробе.

Некоторые женщины волнуются, что если они начнут развивать мозг плода, к моменту рождения у него будет слишком большая голова, что может вызвать проблемы при родах. На самом деле верно скорее всего обратное: пренатальная стимуляция способствует менее болезненным схваткам, более низкому числу кесаревых сечений и большему количеству родов без осложнений.

Кроме того, ребенок, которого стимулировали внутриутробно, скорее всего:
· будет более спокойным и проворным
· будет более жизнерадостным
· меньше будет плакать
· дольше сможет удерживать внимание
· будет сильнее
· сможет хорошо ориентироваться в пространстве
· раньше поднимет головку и раньше встанет
· раньше пойдет
· раньше заговорит
· будет более уверен в себе

Пренатальный период развития ребенка - прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Психологическая деятельность в пренатальный период

Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ). Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.

Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.

Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.

По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.

Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.

На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.

Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления..

Пренатальный период - это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.

Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели - 4 мм, в 4 - уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн - вдвое больше крупного слона.

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.

В 22-23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 - сгибает пальцы, а в 11-12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке - изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) - это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» - соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, - внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам - стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается зрение - ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации - это задача следующего, внеутробного периода.

Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения - это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) - уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать - есть, на что опереться после рождения.

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, - не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках - это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

План лекции:

5.1. Характеристика периодов пренатального развития.

5.2. Психологические особенности развития плода.

5.3. Рождения и его влияние на дальнейшее развитие.

5.4. Факторы психического риска для будущего ребенка.

Основные понятия: пренатальный развитие; терминальная стадия; эмбриональная стадия; фетальная стадия; монозиготные (дизиготные) близнецы; плод; вспомогательные структуры; габитурация; импритинг; факторы психического риска.

Характеристика периодов пренатального развития

На Западе уже давно существуют школы пренатального обучения. Они существуют для мам, пап и детей - еще не родившихся детей. Однажды одного ученого спросили: с какого момента мы можем говорить о начале человеческого в человеке? Он ответил: "Вы думаете, человек начинается с момента рождения или с момента зачатия? Ничего подобного! Человек начинается с идеи о ней, возникшая в сознании будущих родителей".

Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действительно является человеком или. по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто.

Сейчас в возрастной психологии активно обсуждаются проблемы пренатального развития. Пренатальное воспитание - это область исследования развития психики ребенка до рождения.

Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый длится от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй - с момента рождения и до смерти.

Пренатальный период - период развития от зачатия до рождения в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный.

Сейчас он только начинает изучаться, хотя первые представления о внутриутробном развитии плода возникли в древнем мире и изложены в произведениях философов и врачей древней Индии, Древнего Египта и Древней Греции ("Гиппократ сборник", Платон).

Некоторые из них (например, Анаксагор, V в. До н. Э.) Считали, что в родительском или материнском "семени" в миниатюре есть все части будущего плода, то есть существует маленький, не виден глазом человечек, который в процессе развития только увеличивается в размерах (идея преформизма . от лат. - заранее создавать).

Аристотель (384-322 pp. До н. Э.) Первым выступил с критикой этих представлений. Он утверждал, что органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований (идея эпигенеза , от лат. Над, происхождения). Это положение Аристотеля сохранялось в науке без существенных изменений вплоть до XVII в.

Концепции преформизма и эпигенеза долгое время существовали параллельно, причем преформизм занимал доминирующие позиции, особенно в XVII-XVIII вв. (Не было нужной медицинской техники).

Но начало научному изучению относят к 70-м годам XX века, когда итальянский психоаналитик С. Фанта обосновал существование еще одной стадии психического развития - эмбриональной. Он выдвинул идею о том, что беременная женщина "вспоминает" и воспроизводит на органическом уровне свое состояние как плода, а на психологическом - состояние своей матери. Поэтому внутренние конфликты и тревоги, которые касались прошлых стадий развития, оживают на этом этапе и влияют на образ ребенка. А это, в свою очередь, влияет на "самочувствие" и развитие ребенка.

Итак, рассмотрим этапы развития в этот период. Он продолжается примерно 266 дней (40 недель) и состоит из 3 стадий:

Предзародышевого (терминальная), которая длится 2 недели после оплодотворения яйцеклетки до перемещения зиготы в матку и прикрепления к ее стенке;

Зародышевая (эмбриональная), которая продолжается до 2 месяцев внутриутробного развития. За это время происходит анатомическое и физиологическое дифференцировки тканей и органов. Этот период развития будущего малыша характеризуется интенсивным дифференцировкой и формированием функциональных систем. И это несмотря на то, что в конце К концу третьей недели развития длина зародыша составляет 2-3 мм. В период от пятого до восьмого недели завершается собственно эмбриональный период внутриутробного развития. В течение этого времени эмбрион вырастает от 5 мм до примерно 30 мм и начинает напоминать человека.

В этом маленьком тельце уже есть зачатки всех будущих органов. С этого момента эмбрион становится плодом;

Стадия плода (фетальная), которая охватывает последние семь месяцев (2-9 месяц) внутриутробной жизни. С началом фетального периода эмбрион становится плодом. Этот период связан с развитием функций и систем, которые позволят выжить после рождения. Но способность к выживанию в воздушной среде плод будет только с 7-го месяца. Поэтому с этого времени его уже нередко называют ребенком.

Уже через несколько часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, начинает делиться; до конца 6-го дня образуется более 100 клеток, которые формируют так называемую бластоцит.

Иногда при первом делении зиготы образуется 2 идентичные клетки, которые разделяются и начинают делиться самостоятельно - из них развиваются два практически одинаковые организмы - монозиготные близнецы. Бывает, что из яичников одновременно освобождается 2 яйцеклетки, каждая из которых, соединяясь со сперматозоидом, дает начало развитию дизиготных близнецов.

Через неделю после оплодотворения бластоцита начинает имплантацию в стенку матки. Этот процесс вызывает гормональные изменения в организме женщины, что свидетельствует о наступлении беременности.

Во время эмбрионального периода протекают два очень важных процесса: формирования собственно эмбриона (а затем и плода) и образования вспомогательных структур, которые будут поддерживать, питать и защищать эмбрион и плод. К вспомогательным (поддерживающих) структур относятся:

Мешок амнеона, заполненный околоплодной жидкостью;

Плацента, с помощью которой происходит обмен веществ между организмом матери и плода

Пуповина (пупочный канатик), который содержит две артерии и одну вену плода.

Следует отметить, что кровеносная система матери и плода не является общей. Плацента обеспечивает обмен веществами путем диффузии через клеточные мембраны, но не допускает обмена кровяных клеток.

Что касается самого эмбриона, то он в этот период очень быстро растет и изменения происходят каждый день. Сразу после имплантации клетки начинают дифференцироваться на 3 слоя: из наружного слоя (эктодермы), затем образуются кожа, органы чувств и нервная система, из среднего (мезодермы) - мышечная ткань, кровеносная и выделительная системы, а с внутренней (эндодермы) - легкие, система пищеварения, железы внутренней секреции и т. После имплантации рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в 2 недели ее тельце только 2 мм, в 3 недели - 4 мм, в 4 - уже до 8 мм, а в конце второго месяца достигает почти 8 см.

В конце четвертой недели беременности начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в примитивной форме, нервная система. В течение второго месяца происходит быстрое формирование всех систем и органов эмбриона. Появляются ручки и ножки, пальцы, лицо, мозг, легкие и другие важные органы. К концу эмбрионального периода плод уже имеет почти все черты, которые отличают человека от других живых существ.

Фетальный период - самый длинный в развитии плода. Он длится 7 из 9 месяцев беременности. В этот период созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает двигаться, поворачивать голову и "брыкаться", шевелит губами, открывает рот и начинает глотать амнеотичну жидкость, отрабатывая дыхательные движения в жидкой среде, осуществляет ссальни движения, происходит дифференциация репродуктивных органов в соответствии с генетической пола зародыша и тому подобное.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, - внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивные. Во второй половине своего "первого" жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в несколько измененном виде через окружающую жидкость и ткань материнского организма.

Очень рано, с 3 месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а до 5 месяцев малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения.

В последнее развивается зрение - ведь видеть в утробе ничего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш щурит глаза.

Иногда девятимесячный период беременности подразделяют на три равные части по 3 месяца каждый, которые называют триместрами. В течение первого триместра формируются основные соматические структуры плода (органы и структуры тела), во втором - созревают органы плода, особенно головной мозг, до уровня, необходимого для выживания, а в третьем - созревают различные структуры головного мозга, идет подготовка к работе всех систем организма и преобразования зародыша в младенца, который активно адаптируется к среде обитания.