Конспект занятия по экологии 2 младшая группа. Конспект занятия по экологии во второй младшей группе. Видео: Маршак «Тихая сказка»

Конспект занятия по экологии

во второй младшей группе

на тему «Путешествуем зимой»

Цель:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Задачи:

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;

Расширять представления о лесе и его обитателях;

Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;

Познакомить со свойствами льда и снега;

Продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий, высокий - низкий.

Развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

Развивать умение слушать друг друга.

Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу;

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»;

Беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных;

Чтение сказок о животных;

Дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»;

Работа с родителями - вместе с детьми сделали кормушки;

На прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал:

Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».

Ход занятия .

Воспитатель . Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

Дети . Да, хотим.

Воспитатель . Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети . Зима.

Воспитатель . А как же вы догадались, что именно зима?

Дети . На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель . Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она по ширине?

Дети . Широкая.

Дети парами проходят по дороге.

Воспитатель . Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети . К реке.

Воспитатель . Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети . Рыба.

Воспитатель . Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети . Холодно.

Воспитатель . Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.

Воспитатель . Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. Нам предстоит перейти реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети . По узкому.

Воспитатель . Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону.

Дети друг за другом проходят по мосту .

Воспитатель . Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес.

Он укутан белым снегом. Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой... (Раздаётся храп медведя).

Воспитатель . А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети . Медведь.

Воспитатель . Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети . Спит в своей берлоге.

Воспитатель . А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети . Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель . Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети . Дикие.

Воспитатель . Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети . Синицы, снегири.

Воспитатель . Правильно, к нам прилетают синицы, снегири.

Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса.

Хозяйка леса. Здравствуйте ребята!

Дети . Здравствуйте.

Хозяйка леса . Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель . Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них - голод. (Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса).

Хозяйка леса . Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу .

Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, Ведь они нам не враги!

Воспитатель . Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка лес а. Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

Дети . Берёза.

Хозяйка леса. А что есть у берёзы?

Дети . Ствол, ветки.

Хозяйка леса . Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети . Ёлка...

Хозяйка леса . А что есть у ёлки?

Дети . Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание

1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. (3 раза)

2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. (3 раза)

Хозяйка леса. Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт по определению прозрачности снега и льда

Ход опыта:

Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Хозяйка леса. Какой снег на вид и на ощупь? Потрогайте его и рассмотрите.

Дети . Холодный, мокрый, белый.

Хозяйка леса . Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети . Холодный, мокрый.

Хозяйка леса. Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега положу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети . Ничего.

Хозяйка леса . Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети . Красную бумагу.

Хозяйка леса. Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

Воспитатель . Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд - прозрачный, а снег - непрозрачный.

Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, пора бы нам вернуться.

Хозяйка леса . Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель . Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ занятия.

Куда мы сегодня ходили с вами?

Что видели по дороге?

Кто встретился в лесу?

Катя что тебе больше всего понравилось?

А тебе Данил?

Воспитатель. Молодцы ребята. Сегодня мы ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед - прозрачный, а снег - непрозрачный. Наше занятие окончено.

Пирметова Элинора Мисрихановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Журавушка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: Конспект занятия по экологии во второй младшей группе "Волшебница вода"
Дата публикации: 29.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по экологии во второй

младшей группе «Волшебница вода»

«Волшебница – вода »

1. Загадка.

2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.

3. Экологическая игра «Простая и цветная вода».

4. Подвижная игра «Водичка водичка».

5.Просмотр презентаций на тему «Вода» на интерактивной доске

Виды детской деятельности :

Игровая,

Коммуникативная,

Музыкально – художественная,

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и

просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности .

Программное содержание. «Обратить внимание детей на свойство воды

как – прозрачность и роль воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами

воды, во что она может менять цвет. Для кого она нужна и для чего она

нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь

взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность.

Учить детей различать и называть водных животных и птиц.

Материал.Гуашь разных цветов. стаканчики с водой для детей на

каждого ребенка.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Водичка

водичка», беседа о воде, опыты.

Ход занятия : Дети стоят полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, а вы уже проснулись?

Воспитатель: Давайте проверим (проговаривает вместе с детьми):

Глазки смотрят,

Носик дышит (вдох)

Ротик кушает (ам, ам)

Ручки хлопают (хлоп, хлоп)

Ножки топают (топ, топ) .

Мы проснулись! "

Воспитатель: Вот теперь на самом деле проснулись.

А кто вам помог проснуться? (конечно, водичка)

Воспитатель находит на стуле красивую коробку. Обыгрывает ситуацию.

Воспитатель: Сегодня утром, кто-то принес нам к групповой двери эту

коробочку с сюрпризом. Посмотрим, что находится в коробке?

отгадайте загадку.

Жить нельзя нам без (воды).

(достает "Капельку", дети узнают ее).

Воспитатель:

закрыли глазки (идёт волшебное превращение , открыли глазки

(воспитатель одевает на голову Дети надевают шапочки волшебников

Ребята, я волшебница . Мы сегодня с вами немного попутешествуем и

узнаем много интересного о воде.

Воспитатель: А для чего нужна вода ?

Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем

растения и т. д.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.

Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной . Она

как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это

реки , озёра, моря.

А в этом стакане вода чистая

можно пить, а какую нет?

Кипячёную, прозрачную.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:вода не имеет запаха цвета и вкуса

Вода прозрачная

Воспитатель: А кому нужна вода ?

Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.

Воспитатель: Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в

лесу поёт.

Воспитатель: Закрываем глаза и говорим волшебные слова –поверчусь я

поверчусь

Покручусь я покручусь и в волшебной стране я окажусь

Воспитатель: Я сегодня волшебница а вы мои помощники.Ваша задача

посмотреть и отгадывать ее секрет.

Воспитатель: Хотите научится волшебству

Ответы детей

Воспитатель: беру баночку пустую смотрите она пустая в ней ничего нет

наливаю воду смотрите ребята вода льется.теперь мы закручиваем крышку

и произносим волшебные слова и смотрите что у нас получается вода у нас

окрашивается появляется цвет она становится целеной.

Воспитатель:Хотите узнать секрет.но вы только никому не говорите наш

секрет.Ответы детей.

Воспитатель:ребята я намазала крышку на баночке крышку гуашем и

Вода окрасилась в зеленый цвет

Воспитатель: Молодцы ребята все справились.Ухххх какая тяжелая

работа быть волшебником устали.А сейчас мы с вами немного отдохнём и

поиграем в игру «Водичка водичка».».

Воспитатель: Воспитатель: Что в стакане?

_ Вода .

Воспитатель: Какая вода ?

Воспитатель:

Сейчас мы разберёмся с цветом воды. (воспитатель берёт сначала

стакан с прозрачной водой, другой с красной).

Воспитатель: В каком стакане вода красная ? Почему? Что мы в неё

Воспитатель:

А в этом стакане вода чистая , прозрачная, бесцветная. Какую воду

можно пить, а какую нет?

Кипячёную, прозрачную.

Воспитатель: Молодцы.

(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой.)

Воспитатель: А теперь смотрите вода прозрачная,?ответы детей

:Воспитатель:а теперь опускаем в воду ложку и мы видим ложку?

ответы детей

Воспитатель:теперь мы с вами подкрашиваем воду в разные цвета.

И вода теперь совсем не прозрачная.

Воспитатель: Ну все ребята волшебная комната закрываеся нам с вами

нужно вернутся в детский сад.Закрываем глаза и говорим «Покручусь я

покручусь.поверчусь я поверчусь и в д/ саду я окажусь. Ну что ребята вам

понравилось быть волшебниками.Ответы детей

Программные задачи :

  1. Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ.
  2. Познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
  3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде
  5. Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации «Кому необходима вода?»
  2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, сахар, соль, зеленка, марганцовка, ложечки.
  3. Символы, обозначающие свойства воды.
  4. Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Предварительная работа :

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  2. Опыты (превращение снега в воду, воды в лед).
  3. Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Кому необходима вода?».
  4. Рассматривание иллюстраций о воде.

Методы и приемы :

  1. Игровые.
  2. Наглядные: иллюстрации, символы.
  3. Практические (опыты).
  4. Словесные (беседы, рассказы, вопросы поискового характера).

Ход занятия

Воспитатель начинает разговор с детьми с загадки:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без … (воды).

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадку.

В чем и где живет вода?

(ответы детей)

Кому необходима вода?

(ответы детей)

Дети вывешивают картинки «Кому необходима вода?»

Воспитатель помогает сформулировать ответы детей, уточняет значение воды для всего живого.

Физкультурная минутка «Дождик».

Воспитатель : Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, ведро, вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Ответы детей). Проходите к столам, удобно устраивайтесь.

Опыт №1 «Вода-это жидкость».

Вывод: Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята лучше запомнить это свойство воды, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (Белого). Какого цвета лист бумаги? (Белого). Можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Вывод : Вода не имеет цвета, она бесцветна (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Воспитатель : Ребята, а я знаю, что вода может менять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы детей).

На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка и марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? А теперь я добавлю волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод : Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: А как вы думаете, изменит свой цвет вода, если в нее добавить варенье? Попробуйте этот опыт сделать дома. А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода).

Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод : Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы это не забыли, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт №3 «Вода безвкусная».

Детям раздаются пиалы с сахаром и ложечки.

Воспитатель : Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей).

Вывод: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха».

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод : Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. Вывешивается символ этого свойства.

Воспитатель : Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменит свой запах? Как вы думаете? Попробуйте этот опыт проделать дома, и что произойдет, вы расскажите всем детям.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, давайте об этом расскажем (с опорой на символы).

Вода имеет свои свойства:

  1. Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
  2. Вода – бесцветная.
  3. Вода – безвкусная.
  4. Вода не имеет запаха.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воду надо беречь? (ответы). Когда моешь руки, нужно закрывать кран.

Воспитатель : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому, воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Ручей засох, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет-

И нет водицы – нет, нет, нет…

Воду необходимо беречь. А чтобы вы, ребята, об этом не забыли, вот вам напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».

Анализ занятия.

Период младшего дошкольного возраста является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша. Период от 3 до 4 лет наиболее сензитивен для возникновения и закрепления активности в познании мира, природы, любознательности, желания учиться и обогащать свой Задача взрослого на данном этапе - активно способствовать развитию возникшего познавательного интереса ребёнка.

Целевые ориентиры образования ребёнка младшего дошкольного возраста

Малыш познаёт окружающую действительность всеми доступными для него способами: в ход идут предметы быта, любой из которых для ребёнка выступает в качестве игрушки. В возрасте трёх лет у дошкольника возникает направленный интерес к окружающему миру природы, участию в сезонных наблюдениях за изменениями вокруг. Организованный процесс познания мира природы и формирования основ бережного отношения к её ресурсам закладывается в дошкольных образовательных учреждениях на таких мероприятиях, как занятие по экологии. Во 2 младшей группе в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие» начинается активное привлечение малышей к ознакомлению с миром природы. Основой для ребёнка младшего дошкольного возраста является Малыш начинает активно демонстрировать игровые действия, они могут быть достаточно хаотичные и кратковременные, но при этом являются важным элементом интеллектуального и физического развития ребёнка. Экология для дошкольников является той областью, где малыши оптимально реализуют свою потребность в соединении игровой и обучающей деятельности.

Простейшие эксперименты в природе

Во 2 младшей группе у детей закрепляется умение взаимодействовать с песком и водой, начало которому было положено в группах раннего возраста. Песок с водой применялся, как правило, в качестве элемента песочной терапии для улучшения течения процесса адаптации. По мере взросления маленького человека его интерес к использованию природных ресурсов растёт, а задача взрослых на этом этапе - поддержать этот интерес и использовать его в целях развития познавательной мотивации. Разнообразить и улучшить качество обучающего воздействия помогут экспериментальные формы обучения. является именно той областью, где возможно использование опытов для эффективного обучения. Их можно планировать и проводить с водой и её состояниями, воздухом, почвой, растениями. Прежде чем приступить к экспериментированию, педагог составляет конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности.

Требования к планированию во 2 младшей группе

Составляя план образовательного мероприятия для малышей, каждый педагог должен чётко понимать, какие задачи, из какой образовательной области будут реализованы в ходе проведения занятия. Учитывая требования ФГОС, следует также не упустить из виду возможность интеграции образовательных областей и максимальное использование ресурсов предметно-развивающей среды. Занятие по экологии в ДОУ проводится систематически, независимо от сезона и погодных условий.

Место эксперимента в обучении малышей

Деятельность малышей на занятиях по экологии направлена на формирование представлений о свойствах воды, песка и др. Важным направлением является также формирование понятия о том, что для роста и развития растений нужны вода и воздух. Кроме проведения экспериментов, занятие по экологии во 2 младшей группе планируется с учётом реализации следующих направлений: расширение представлений о растениях и животных, сезонных явлениях в природе, растениях, произрастающих в данной местности, ознакомление с миром диких животных и земноводных, миром насекомых, ознакомление с основными правилами поведения в природе.

Воздух и вода как предмет экспериментального исследования

Проведение простого исследования с детьми обеспечит интеграцию таких областей, как экспериментирование, музыка, познание (формирование картины окружающего мира). Конспект занятия составляется с учётом проведённой заранее подготовительной работы в форме беседы о воде и воздухе, рассматривании иллюстраций. Краткий план-конспект составляется заранее и состоит, как правило, из поэтапных шагов по реализации поставленных интегрированных задач.

План-конспект экологического занятия с элементами экспериментирования

После проведения предварительной работы педагогу следует определиться с объёмом словарной работы, планируемой к освоению на занятии. Составленный план, как правило, включает несколько пунктов. План-конспект экологического занятия на тему «Воздух и вода - наши лучшие друзья» может состоять из нескольких пунктов:

  1. Приветствие. Мотивация к деятельности, настрой на тему занятия.
  2. Сюрпризный момент, появление сказочного персонажа «Ветер».
  3. Экспериментальная деятельность по определению свойств воздуха (использование воздушных шаров, вееров и т.д.). Обсуждение.
  4. Физкультминутка.
  5. Возвращение на места, мотивация к продолжению занятия.
  6. Сюрпризный момент, появление сказочного персонажа «Вода».
  7. Экспериментальная деятельность по определению свойств воды (окрашивание воды в разные цвета при помощи красок, добавление в воду сахара, соли, лимонной кислоты для появления вкуса). Обсуждение.
  8. Подвижная игра вместе со сказочным персонажем.
  9. Поощрительные подарки героя для детей.
  10. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Как правило, такое занятие по экологии во 2 младшей группе имеет ярко выраженную практическую направленность в сочетании с игровой деятельностью, что делает такие занятия достаточно продуктивными и результативными.

Экологические занятия на природе

Кроме экспериментальной работы, достаточно полезным будет также проведение занятий по непосредственно на природе. Темы занятий по экологии максимально способствуют повышению продуктивности в естественных природных условиях. Программные задачи, реализуемые педагогом, направлены на формирование понимания того, как взрослые могут помогать природе, обучение умению видеть красоту и беззащитность окружающего мира. Дети учатся испытывать радость, удивление при встрече с природой, сопереживание при неосторожном обращении, желание выполнять совместные с педагогом действия по и растениями. Кроме формирования базовых знаний дошкольников об окружающем мире, экология для дошкольников также выполняет этическую функцию - воспитание и развитие чувства сопереживания, ответственности, коллективизма.

Сезонные изменения в природе глазами дошкольника

Ребёнок младшего дошкольного возраста в силу возрастающего интереса к окружающему миру начинает активно фиксировать изменения в погоде и интересоваться ими. Задача взрослых - подвести малыша к правильному пониманию сезонных изменений и взаимосвязи их с временами года. Смена сезонов целенаправленно отражается в наблюдениях, занятиях по ознакомлению с природой, обучающей деятельности в таком направлении как экология для детей. Элементы экологического воспитания реализуются в развлечениях, экскурсиях. Наиболее распространенной формой ознакомления малышей с сезонными явлениями в природе продолжают оставаться игры в силу своей структурной развлекательной направленности.

Сезонные развлечения для самых маленьких воспитанников

Ознакомление с сезонными изменениями следует учитывать, планируя занятие по экологии во 2 младшей группе. Для активизации интереса и воображения малышей целесообразно проводить такие занятия в форме игр или с элементами развлечений. Обязательным условием таких мероприятий является использование сюрпризных моментов, музыкального сопровождения, введение дополнительных героев. Малыши во 2 младшей группе эмоционально и позитивно реагируют на таких гостей, важно правильно подобрать героев с учётом сезона. Например, занятие по экологии «Весна» планируется с учётом таких персонажей, которые продемонстрируют сезонные изменения в своей жизнедеятельности:

Зайчик в серой шубке, одевший её с приходом весны;

Ласточка, прилетевшая из тёплых краёв;

Мишка, пробудившийся от зимней спячки и др.

Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста - процесс многогранный и достаточно интересный, имеющий также этическую и нравственную составляющую.

Тема: «Лес, сколько в нем живет чудес»

(вторая младшая группа)

Цель : Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, организованность, чувство коллективизма.

Развивающие задачи: фантазию, воображение, представление об окружающем мире, развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, развивать речь, обогащать словарный запас.

Образовательные задачи: формировать умение работать по схеме, выделять существенные признаки предметов, сравнивать наглядно предметы, объяснять свои действия.

«Познание»

Социализация, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность, труд.

Методы и приемы : методы: игровые, сравнительно-поисковые, метод анализа, работа со словом (словотворчество).

Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, схемы, поощрения.

Наглядные средства обучения : 4 мягкие игрушки, развивающая книга, разрезная картинка с изображением зайчика, тропинка со следами, макет дерева и кустарника, схема для сравнения дерева и кустарника на каждого ребенка.

Словарная работа: активизация словаря : дерево, куст, стол.

Обогащение словаря: прищепочное, конфетное, пуговичное, денежное, монетное.

Предварительная работа: подборка произведений с описаниями леса и его обитателей, демонстрационный материал «Дикие животные», «Деревья нашей полосы», слушание детских, народных песенок по теме.

Структура:

  1. Психологический настрой. Орг. момент.
  2. Поиски героя по данному описанию.
  3. На картине выбирают из всех животных диких.

«Кто живет в лесу».

  1. Игра «Бывает-не бывает».
  2. Игровое упражнение «Что растет в лесу».
  3. Игровой момент «Кто где спрятался».
  4. Физминутка.
  5. Практическое задание «Сравни дерево и куст».
  6. Работа со схемами.
  7. Итог.Высказывания детей.Поощрение педагога.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в гости. Мы пойдем в лес.

А вы хотите узнать, кто нас пригласил в лес? Составьте разрезную картинку, и вы узнаете, кто это (дети собирают из деталей целую картинку).

Правильно это зайчик.

Ребята, зайчик хочет с нами поиграть, он спрятался нам нужно его найти по описанию. Посмотрите сколько здесь зайчиков. Пойдемте его поищем: он мягкий, пушистый, у него голубые глаза на шее завязан красивый шарфик, а в лапках у него большая книга.

У этого зайчика, какие глаза?

А этот зайчик, какую книгу держит в лапках?

Что у зайчика на голове?

Вот нашли мы нашего зайчика, а вот его большая книга. Давайте рассмотрим ее! (На картине выбирают диких животных).

Ребята, кого вы видите на этой странице?

Да, это животные. А какие животные живут в лесу?

Здесь есть и домашние животные, мы их сейчас уберем, так как они здесь лишние.

Ой, ребята, посмотрите на эту страницу.

Что вы видите? Какие это деревья?

Пуговицы растут на деревьях? Какое это дерево? (пуговичное).

Какие еще деревья здесь есть? Конфетное, прищепочное, денежное или монетное.

Такие деревья растут в лесу? А где такие деревья могут расти? (в сказке).

Что вы видите? (Разные деревья: береза, клен, елочки).

Посмотрите на дерево, какое оно?

Что есть у дерева?

Где спрятался зайчик?

Где белочка?

Где стоит лиса?

Где сидит птичка?

Где спит медведь?

Ну вот, мы всю книгу просмотрели, и со всеми заданиями справились. Вы устали? Давайте отдохнем.

Физминутка

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается:

Кто – то по лесу крадется.

Зайка путает следы,

Убегает от беды

Ой, посмотрите перед нами тропинка со следами. Мы должны пройти точно по следам, они нас приведут в лес. А в лесу мы будем сравнивать деревья и кустарники.

Что вы видите?

Что есть у дерева?

Какой ствол?

Что есть у куста?

Что нужно для того, чтобы дерево и куст выросли большими и сильными?

Работа по схемам.

Ребята, зайчик приготовил для вас игру, посмотрите, сколько здесь много пустых клеточек. Мы эти клеточки будем заполнять фишками.

ствол

ветки

выше

ниже

земля

солнце

дождь

дерево

куст

Посмотрите это ствол, у чего есть ствол? У дерева, ставим конус возле дерева.

Это веточки, у чего есть веточки? У дерева и куста, кладем палочки в нужные клеточки.

Что выше, что ниже? Дерево выше кладем в клеточку прямоугольник. Куст ниже кладем в клеточку квадратик

На чем растут дерево и куст? Значит, клеточки мы закрашиваем черным карандашом.

Что необходимо для того чтобы росло дерево и куст? В клеточку с солнцем мы кладем желтый кружок, а в клеточку с дождиком мы кладем капельки.

Молодцы ребята! С заданием все справились

(Высказывания детей. Поощрение педагога).

Почему на дереве и кустике нет листочков?

Правильно! Сейчас зима, а вот когда наступит весна, снег растает, солнце станет пригревать, все оживет на деревьях и кустах появятся зеленые листочки.

Тема «Изучаем воздух»

(вторая младшая группа)

Цель: знакомство с качественными характеристиками воздуха

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к окружающему миру, к экспериментированию, познанию нового, поощрять активность, инициативность.

Развивающие задачи: развивать умения детей решать проблемные задачи, умение логически мыслить, воображать, развивать мелкую моторику рук.

Образовательные задачи: познакомить детей с качественными характеристиками воздуха (легкий, невидимый, движется, ощущается).

Основная образовательная область «Познание»

Интегрированные образовательные области: коммуникация, художественная литература, здоровье, познание, социализация, музыка.

Методы и приемы : методы: игровые, практические, словесные, наглядные, поисково – исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: постановка цели, вопросы, указания, художественное слово, напоминания, поощрения, экспериментирование.

Наглядные средства обучения : приглашение для кролика, воздушные шары на каждого ребенка, стакан с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова: бесцветный, невидимый, прозрачный.

Предварительная работа : беседа о некоторых свойствах воздуха, оформление приглашения для кролика.

Структура:

1. Сюрпризный момент. Беседа.

2.Отгадывание загадки.

3.Дыхательная гимнастика.

4.Экспериментирование

5. Физминутка.

6. Эксперименты.

7. Подвижная игра.

8. Итог занятия.

Ход образовательной деятельности:

Кролик за ширмой:

Здравствуйте, ребята! Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его нарисовали? Я так рад, что нашёл вас, я даже принёс вам подарок (дарит воздушный шар воспитателю).

Ребята, что нам подарил кролик? А сколько шариков? Разве хватит одного шарика всем ребятам. Сколько должно быть шариков, чтобы хватило всем? (кролик достает шарики для всех детей) Какого они цвета? Какой формы?

Кролик: Что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?

Воспитатель: - Что же случилось, ребята, кто скажет?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик снова стал большим и красивым?

Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?

Как он там оказался (появился)?

Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем (дети отгадывают).

Кролик:

А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?

Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты (дыхательную гимнастику комментирует кролик).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?

Для чего нам нужен воздух?

Кролик: Ой! Получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха?!

А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха?

Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух? (воспитатель вместе с Кроликом и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)

Кролик: А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

Воспитатель: Хотите я вас научу ловить воздух?

(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет).

Воспитатель : Получилось? (подвести детей к выводу, что воздух невозможно поймать).

А какого он цвета? Мы его видим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).

Демонстрирует карточки "невидимый" и "бесцветный".

Кролик: Что-то этот воздух какой-то невидимый... И поймать его невозможно... А почувствовать-то его можно?

Воспитатель: А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?

(Воспитатель раздаёт каждому ребенку по одному вееру и предлагает помахать на себя веером. Она с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать. Демонстрирует «карточку» движение воздуха (ветер).

Воспитатель: А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.

Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;

Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;

Тает снег от лучей, садимся на корточки;

С горки побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. идём большими шагами;

Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;

В лужице купается, хлопаем сложенными "крылышками";

Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;

И отряхается. трясём руками;

А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;

И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;

садимся на корточки.

Воспитатель: Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним (подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка)

Что вы здесь видите?

Как вы думаете, для чего нам это нужно?

Ребята, я хочу вам показать опыт!

(Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки).

Заяц: Ой! А что это булькает?

(Если дети затрудняются, воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы).

Откуда он появился?

Почему он булькает?

(Вывод - воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой - водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет).

Кролик: Что-то я устал... Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть? Хотите, я вас научу играть в любимую игру моих друзей, зайчишек-трусишек?

Вот правила этой игры: воспитатель будет у нас Лисой рыжей красой, а мы все с вами будем зайчишками-трусишками. Мы с вами встанем в круг и споём любимую песенку зайчишек-трусишек, когда мы её допоём, лиса нас ловит, а мы стараемся прибежать на свои места.

Кролик: Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещал своим друзьям рассказать всё.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть? (воздух невидимый, но мы можем его почувствовать; руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде).

Кролик:

Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!

Тема: «Убираем урожай»

(вторая младшая группа)

Цель: развитие творческих, познавательных интересов.

Воспитательные задачи : воспитывать самостоятельность в выполнении задания, умение испытывать положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.

Развивающие задачи: развивать умение различать по внешнему виду наиболее распространенные овощи и называть их, расширять представления детей об осени, времени сбора урожая.

Образовательные задачи: формировать знания детей об овощах, умения отгадывать загадки про овощи, соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи по отличительным признакам, активизировать в речи понятия «большой -маленький»

Основная образовательная область: коммуникация

Интегрированные образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, здоровье.

положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.

Методы и приемы: Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания, объяснения, поощрения

Наглядные средства обучения: Цветные иллюстрации овощей, сюжетная иллюстрация с изображением огорода и грядок на нем, цветные карандаши или фломастеры, альбомные листы

Словарная работа: Продолжать расширять словарный запас детей, Развивать умение детей понимать обобщающие слова (овощи).

Предварительная работа: Беседа об осени, рассматривание иллюстраций с изображением овощей, сбора урожая, загадывание загадок про овощи. Структура: Вводный организационный момент

2.Вопросы к детям об осени, сборе урожая.

3.Загадывание загадок об овощах.

4.Чтение стихотворения «Огород».

5.Физминутка.

6.Словесная игра «Большой –маленький».

7.Рисование «Овощи большие и маленькие»

8.Итог занятия

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, наступила золотая осень. А вы знаете, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, я предлагаю вам отгадать загадки:

Лоскуток на лоскутке,

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке (Капуста)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок,

К земле прирос крепко.

Что это ? (Репка).

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук).

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая (Морковь).

Лежит меж грядок, зелен и сладок (Огурец).

(Дети отгадывают загадки. По мере их отгадывания, воспитатель помещает на ковре картинки с изображением отгаданных овощей).

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, о чем все эти загадки?

А где растут овощи?

(Воспитатель ставит перед детьми картинку с изображением огорода)

Я предлагаю вам сейчас послушать стихотворение А.Прокофьева «Огород»:

Поднялся наш огород,

Все под солнышком растет,

В огороде много гряд,

Тут и репа и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит круглый год.

Напомните, какие овощи растут на огороде?

Прежде, чем мы продолжим нашу работу, давайте немного отдохнем, выходите на середину группы.

Ребята, посмотрите на картинки, разложенные на ковре. Какой замечательный огород у нас получился:

Иван, Иван, вырывай бурьян!

(Дети наклоняются и обеими руками вырывают воображаемые сорняки, отбрасывают их в сторону от себя).

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок-

Не ленись, дружок!

(Имитируют посев семян: берут из левой руки семечко и сажают его в землю, то же делают другой рукой).

Чтоб была репка

Сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос с большущий чугунок!

(Имитируют работу граблями- широко расставив пальцы рук, затем на последние слова- округляют руки, показывая размер кочана капусты).

Молодцы, ребята. А теперь, давайте пройдем на свои места и продолжим работу.

Ребята. Я предлагаю вам поиграть в словесную игру «Большой - маленький»:

Помидор - помидорчик.

Огурец - огурчик.

Капуста - капустка.

Чеснок - чесночек.

Баклажан - баклажанчик.

Морковь - морковочка.

Свекла - свеколка.

Лук - лучок.

Перец - перчик.

(Повторяет игру несколько раз, пока дети не усвоят принцип словообразования).

А теперь, нарисуйте любые овощи большие и маленькие, используя фломастеры.

(По окончании работы, воспитатель предлагает детям разложить свои рисунки на ковре и посмотреть какой огород получился).

Мы сегодня с вами собрали большой урожай. А что мы собирали и рисовали? Про какие овощи были загадки? Когда собирают урожай овощей и фруктов? Вы сегодня молодцы, занятие окончено.

Тема: «Хорошо зимой в лесу»

(вторая младшая группа)

Цель: развитие у детей познавательных интересов, систематизация знаний о зиме и зимних явлениях

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность, поощрять отзывчивость, доброжелательность

Развивающие задачи: развивать умение слушать педагога, слышать его, умение логически рассуждать, способствовать развитию воображения, мелкой моторики рук.

Образовательные задачи: познакомить детей со свойствами льда, продолжать формировать представления о диких животных(заяц, его внешний вид зимой), систематизировать знания о зимних явлениях в природе, активизировать в речи названия одежды и обуви.

Основная образовательная область «Познание»

Интегрированные образовательные области: коммуникация, музыка, здоровье, познание, физическая культура, художественное творчество

Методы и приемы: Методы: игровые, практические, словесные, исследовательские,

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, напоминания, указания, эксперименты, поощрения

Словарная работа: обогащение словаря следующими словами: ледяные, снежный, колючий, активизация: медленно, быстро, вверху, внизу

Предварительная работа : заучивание стихотворений о зиме, изготовление бус из разных материалов, беседы о зиме и зимних явлениях

Структура: 1.Организационный момент.

2.Сюрпризный момент

3.Беседа и зиме, зимних явлениях, игра в снежки.

4.Загадка о зайце, пальчиковая гимнастика

5.Игра со снеговиками,аппликация «Снеговик».

6.Физминутка

7.Сюрпризный момент(появление куклы)

8.Рассказывание веселых стихов о кукле. Эксперимент.

9.Изготовление бус для куклы

10.Анализ занятия

Ход образовательной деятельности:

(Дети садятся на ковре).

Все садитесь рядком.

Поиграем ладком

Приготовьте ушки, глазки

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в лес пошла,

Бусы дивные нашла.

Воспитатель: Смотрите, дети, какие бусы блестящие.

Посмотрите. Потрогайте бусы. Какие они?

Из чего сделаны бусы? Правильно - изо льда, они ледяные. Давайте вместе скажем: ледяные.

Кто же потерял такие красивые бусы? Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А бусы оставим здесь (ставим блюдечко на подоконник) . Превратимся в снежинок и полетим (раздаю снежинки детям).

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь,

Встанем вместе мы в кружок

И получится снежок.

Мы прилетели в зимний лес. Посмотрите, как здесь красиво! Лес какой? Правильно, дети, мы прилетели в зимний лес.

Какое сейчас время года?

Зимой что идет? Посмотрите, вот снежок. Какого он цвета?

Где растет елка? Какого елочки цвета? Потрогайте их веточки, какие они?

Давайте поиграем в снежки.

(Раздаю детям бумагу, предлагаю сделать из нее снежки. Дети сминают ее в кулачках, и играют со снежками. Обращаю внимание детей на елочки в снегу).

Послушайте загадку:

Зимой беленький, летом серенький

Прыгает ловко, любит морковку

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?

А где же зайка? Давайте его поищем. А вот он, возле пенька.

Какого цвета его шкурка?

Какая она, потрогайте?

Зайка очень любит прыгать и скакать, послушайте, как скакал зайка с тяжелым мешком. Быстро или медленно?(медленно стучу по столу кулаком).

А сейчас зайка скакал без тяжелого.

(Воспитатель стучит по столу, меняя ритм. Дети проговаривают: «зайка быстро скачет», «зайка скачет медленно». Воспитатель предлагает детям постучать по столу быстро, а потом медленно).

Какой у зайчика тяжелый мешочек. Посмотрим, что в мешочке лежит.

(Дети достают из мешочка предметы, называют его, его цвет, сравнивают шар и кубик: у кубика есть углы, а у шара нет, он круглый).

Дети, давайте спросим у зайчика, не он ли потерял бусы?

А теперь поиграем с зайкой (дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и убежал.

Ой, смотрите, кто-то слепил снеговика.

Дети, соберите снеговику друзей, чтоб не было ему одному скучно (дети наклеивают на листах голубого цвета снеговиков из кругов разной величины)

Дети, назовите величину каждого круга.

Где находится маленький круг?

Где находится круг побольше?

Где находится большой круг?

Скажите, что еще нужно одеть снеговикам? Дети надевают на каждого снеговика ведро и называют цвет (красный, желтый, синий, зеленый).

У снеговиков нет рук (дети докладывают на средний круг палочки, воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение про снеговика)

Снеговик, снеговик

Появился во дворе!

Нос - морковка

Рот - картошка

И ведро на голове!

На дворе с утра мороз

Отморозить можно нос (потирают нос)

Шапка, куртка и сапожки (имитируют движения одевания)

Не замерзнут наши ножки.

Будем прыгать и скакать (прыгают)

Наши ножки согревать.

Ой, послушайте, кто-то плачет. Давайте поищем (дети находят куклу).

Спросите, как зовут куклу?

Почему она плачет?

Пожалейте Марину, расскажите ей стишок (читают любое короткое веселое стихотворение)

Посмотрите, Марине понравилось стихотворение и она улыбнулась

(Дети рассматривают одежду куклы, называют предметы одежды, их цвет)

А у вас есть шарф, шапка, куртка теплая? Когда вы одеваетесь так тепло?

А почему вы так тепло одеваетесь?

Да, на улице холодно, дует сильный ветер, идет снег. Какое сейчас время года?

Спросите, может Марина потеряла ледяные бусы?

Да, это я потеряла ледяные бусы.

Отдадим Марине бусы?

А где же они? (показываю детям блюдечко с водой). Что здесь?

Где же бусы? Почему их нет?

Но как же успокоить Марину?

Мы ей подарим бусы, но не ледяные, а настоящие.

У меня есть нитка и бусинки. Возьмите каждый по бусине и нанижите на нитку (дети берут по бусинке, называют ее цвет и нанизывают на нитку)

Готовы бусы. Возьми, Марина, новые красивые бусы (кукла благодарит детей за подарок)

А нам пора возвращаться в детский сад. С кем мы с вами встретились в зимнем лесу? Как мы помогли зайчику?

А что мы сделали для снеговика?

А для куклы Марины? А почему для Марины мы сделали новые бусы?

Тема: «Наша дружная семейка»

(вторая младшая группа)

Цель: формировать у детей младшего возраста понятие «семья»;

Воспитательные задачи: воспитывать у детей добрые отношения ко всем членам семьи, доброжелательные отношения детей друг к другу.

Развивающие задачи: формировать у детей понятие «Семья», что члены семьи близкие, родные люди.

Образовательные задачи: формировать умение рассуждать, рассказывать о близких людях, декламировать вслух небольшие стихи.

Познание»

Интегрированные образовательные области: коммуникация, культура, художественное слово, социализация, здоровье, безопасность, труд, музыка, физическая культура.

Методы и приемы: методы : игровые, практические, словесные, сюрпризный момент, пальчиковая игра.

Приемы : вопросы, художественное слово, одобрение, указания.

Наглядные средства обучения: колосок, корзинка с мячом, шапочки цыплят, костюм петушка, цыплята из пряжи, семейные фотографии.

Словарная работа: активизация в речи детей «колосок», «семья», обогащать словарный запас, учить слушать и понимать вопросы педагога, осознанно отвечать на них, вызвать желание рассказать другим о своей семье.

Предварительная работа: заучивание стишков о петушке, чтение произведений, рассматривание картинок.

Структура:

  1. Художественное слово.
  2. Загадка, сюрпризный момент «Петушок».
  3. Чтение стихов про петушка.
  4. Исполнение песенки «Вышла курочка гулять».
  5. Вносится колосок с фотографиями.
  6. Игра «Ласковые слова».
  7. Пальчиковая игра «Моя семья».
  8. Воспитатель подводит итог. Итоговая беседа. Сюрпризный момент корзиночка с цыплятами.

Ход образовательной деятельности :

(Воспитатель читает стихотворение)

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Рассаживайтесь, ребята, пожалуйста, на стульчики.

А сейчас я вам, ребята, загадаю загадку, отгадайте, пожалуйста.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?

(Стук в дверь залетает петушок (школьник в костюме петушка)

Петушок: ко-ко-ко-ко

Какой красивый петушок! А вы знаете стихотворения про петушка? Прочитайте пожалуйста. А петушок послушает.

(С небольшой помощью педагога дети рассказывают знакомые стихи и потешки про петушка).

  1. «Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Детям спать не даешь».

(Русская народная песенка)

2) «Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!»

(Русская народная песенка)

3) «Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться».

(В. Берестов)

4) «На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха»

5) «Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он «Здравствуй»,

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке, гребешок

Вот какой он, петушок!»

А еще мы споем вместе с Петей-петушком нашу любимую песенку. Одевайте скорее шапочки.

(Дети исполняют песню « Вышла курочка гулять свежей травки пощипать….»)

(Вносится колосок с фотографиями).

А что такое принес нам Петушок?

А где вы еще видели такой же колосок?

Посмотрите на колосок, который несет Петя-петушок. Он не простой на нем расположились фотографии. Узнали себя на фотографиях.

(Воспитатель проходит по ряду и спрашивает, ты себя узнал, нашел себя? Ребенок берет фотографию и вместе с воспитателем ставит на мольберт).

Молодцы все себя узнали, ребята хотите поиграть с петушком?

А теперь, ребята, садитесь. И посмотрите еще на колосок, здесь были не только ваши фотографии, но и ваших родителей.

Сашенька, иди, найди свою семью.

А это кто рядом с тобой?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

На фотографии вся Сашина семья: он сам, его мама и папа. Они улыбаются, потому что им хорошо вместе, они любят друг друга. Мама и папа заботятся о своем сыночке.

Сашина мама умеет аккуратно шить, она сшила для нашей группы красивую салфетку. Ребята, кто хочет рассказать о своей семье?

(Дети по желанию показывают фотографию своей семьи и по вопросам воспитателя рассказывают, кто на ней изображен, как зовут членов семьи).

Вот видите, дети, у каждого из вас есть своя семья, в которой все друг друга любят, уважают, взрослые заботятся о маленьких. А дети должны быть послушными, не капризными, должны радовать маму, папу, дедушку, бабушку.

А сейчас мы поиграем с пальчиками и расскажем про дружную семью.

Этот пальчик-дедушка, (Большой пальчик)

Этот пальчик-бабушка, (Указательный пальчик)

Этот пальчик-папочка, (Средний пальчик)

Этот пальчик-мамочка, (Безымянный пальчик)

Этот пальчик - я, (Мизинчик)

Вот и вся моя семья! (Поднимаем левую ручку и распрямляем все пальчики) (Воспитатель подводит итог(итоговая беседа), сюрпризный момент).

Чьи фотографии, кроме ваших семейных есть в колоске?

Взрослые в нашей группе тоже заботятся о вас: кормят, укладывают спать, читают вам книги, рисуют с вами, учат дружно играть. Мы тоже любим вас. А ваши мамы, папы, бабушки и дедушки, помогают сделать нашу группу красивее и уютнее. Поэтому Петушок несет все наши фотографии в одном колоске. Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась большая дружная семья.

А Петя-петушок приготовил для вас сюрприз, вы молодцы сегодня очень постарались, посмотрите, что он принес в корзиночке (Петушок достает цыплят из пряжи).

Тема: «У фасолинок в гостях»

(вторая младшая группа)

Цель: развивать у детей познавательные интересы, расширять представления об окружающем мире.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию нового, умение работать в коллективе, чувство товарищества.

Развивающие задачи: Развивать мышление, мелкую моторику, чувство равновесия, поощрять находчивость, развивать фантазию и воображение.

Образовательные задачи: Закреплять навыки счета, знание геометрических фигур, умение сравнивать совокупности, сравнивать предметы по величине, знания о понятиях длинный- короткий, много- мало, право- лево, высокий- низкий, большой- маленький.

Основная образовательная область « Познание»

Интегрированные образовательные области: коммуникация, социализация, художественное слово, музыка, здоровье, физическая культура, безопасность, труд.

Методы и приемы: методы: словесные, игровые, практические, поисково-исследовательские.

Приемы: вопросы, указания, советы, напоминания, практическая помощь, художественное слово, поощрение.

Наглядные средства обучения: фасоль на блюдцах, листы с рисунками, чайные ложки, соленое тесто зеленого цвета, досочки для лепки.

Словарная работа: активизация: фасоль-фасолинки, фасолины.

Обогащение: стручок, изогнутый.

Предварительная работа: рассматривание картинок, семян фасоли различных сортов, подбор произведений (включая энциклопедического характера).

Структура:

  1. Психологический настрой. Организационный момент.
  2. Педагог читает стихотворение о фасолинах.
  3. Дидактическое упражнение «Разложи фасоль в стручке».
  4. Игра «Фасолевые бусы».
  5. Игровой момент «Наполни фасолью кастрюли».
  6. Динамическая пауза «Пронеси фасоль в ложке».
  7. Дидактическая игра «Путешествие фасолинки».
  8. Пальчиковая гимнастика «Играем с фасолью».
  9. Лепка «Фасоль в стручке». Рассматривание работ.
  10. Итоговая заключительная беседа. Поощрения.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это лежит у вас на блюдцах? Это фасоль. Видели ли вы фасоль у себя дома на кухне? Что делают с фасолью? Какие блюда у нас в детском саду или у вас дома готовят с фасолью? Суп, винегрет, салаты. Фасоль вкусная и полезная. Растет фасоль в стручках.

Послушайте, что рассказывают о себе фасолины.

Мы, фасолины, гордимся,

Что для разных блюд годимся,

Что плоды у нас в стручках,

Как в волшебных сундучках.

Те, кто с детства дружат с нами,

Те растут богатырями.

А теперь давайте поиграем с фасолинками.

Найдите нарисованные стручки и посмотрите на них внимательно. Они одинаковые или разные? Разные, а чем они отличаются? Один стручок большой, а другой маленький. Наполните стручки фасолинками. Сколько фасолин вместилось в большой стручок? Четыре фасолины. Сколько фасолин вместилось в маленький стручок? Сосчитайте фасолины в двух стручках. Сколько всего фасолин?

У вас нарисованы две ниточки. Посмотрите на них. Они одинаковые, или отличаются друг от друга? Ниточки разные. Одна длинная, а другая короткая. Давайте сделаем фасолевые бусы: на длинную и на короткую ниточку наденем фасолинки. Прикладывайте фасолинки к нарисованной ниточке друг за другом. Постарайтесь выложить фасолинки так, чтобы бусы получились красивыми. (Похвалить детей, проявивших творчество: выложивших фасолины чередуя вертикально и горизонтальное положение).

У вас нарисованы кастрюли. Сосчитайте, сколько кастрюль? В первой кастрюле нам нужно сварить фасоль для козлят, а во второй кастрюле - для поросят. Кого больше, козлят или поросят? Поэтому в кастрюлю для козлят нужно положить много фасоли. А поросят меньше, поэтому в их кастрюлю положите фасоли мало . (Дети выполняют задание). Сколько фасоли в кастрюле для поросят? Сколько фасоли в кастрюле для козлят?

Ребята, встаньте, возьмите в руку чайную ложку и положите в нее три фасолинки. А теперь аккуратно обойдите вокруг столов. Старайтесь не толкаться, идите не спеша, ваша задача - донести фасолины в ложке обратно к своему месту. Если у кого-то фасолинки упадут, их нужно поднять.

Возьмите в руки одну фасолинку. Посмотрите на картинку внизу листа. Сейчас наша фасолинка отправится в путешествие, а вы ей поможете. Сначала фасолинка сидела дома. Положите ее в домик. Из каких геометрических фигур состоит домик?

Проголодалась фасолинка, вспомнила она, что недалеко от дома растут яблоки и сливы, и отправилась их собирать. В какую сторону нужно пойти фасолинке, чтобы попасть к фруктовым деревьям? Вот подошла фасолинка к деревьям и видит: одно дерево высокое, а другое низкое, яблоня и слива. Какая по высоте яблоня? Какая по высоте слива? А посмотрите внимательно, какой урожай яблок и слив. Сколько слив выросло? А сколько яблок?

Легко нарвала фасолина яблоки, а вот чтобы сорвать сливы, нужно по лесенке подняться. Поднимайтесь и считайте ступеньки. Сколько ступенек на лесенке? Нарвала фасолинка слив и спустилась вниз.

Стало фасолинке жарко и решила она поплавать в бассейне. Подведите фасолину к бассейну. Какой формы бассейн? Прыгнула фасолина в самую середину бассейна. Положите ее в середину. И начала плавать: сначала влево, потом вправо. Наплавалась фасолинка, вышла из бассейна и пошла домой.

А в небе возле дома увидела она... Что? (воздушный шар) Захотелось фасолинке полетать на воздушном шаре. Но как в него сесть. С земли не допрыгнуть - слишком высоко. Что делать? Подскажите, ребята. Запрыгнула фасолинка с крыши в корзину воздушного шара. Какой формы корзина?. А сам воздушный шар, какой формы? Счастливого пути, фасолинка! Полетаешь, возвращайся домой. А давай ребятки поиграем:

Я фасоль в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

(Дети катают фасолины между большими и указательными пальцами. Затем пытаются зажать их между большими и средними пальцами (безымянными, мизинцам).

Мы ладонями катаем

Фасолевые зернышки

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки!

(На стол высыпается горсть фасоли, накрывается сверху сначала правой, а затем левой ладонью и делаются круговые движения).

А сейчас возьмите в руки соленое тесто. Какого оно цвета? Зеленого, как молодой стручок фасоли. Его мы и будем лепить. Сначала раскатыванием сделайте толстенькую колбаску. Вот так. (Показ).

Затем слегка придавите ее сверху ладошкой. Один конец стручка остренький. Чтобы и у вас так получилось, сдавите двумя пальцами с боков один конец стручка.

Стручки фасоли часто бывают не прямыми, а изогнутыми. Что значит слово «изогнутый»? Давайте слегка согнем наши стручки.

Ну а теперь пришло время поселить в стручки фасолинки. Прикладывайте фасолины, начиная с края стручка друг за другом. Сначала выложите все фасолины, а потом слегка вдавите их в стручок. Сколько фасолин поместилось в ваш стручок?

Вот и готовы ваши стручки, им нужно только высохнуть, и тогда вы сможете забрать свои поделки домой и показать своим родным. Молодцы ребята, вы сегодня были внимательны, очень старались, поэтому смогли справиться со всеми заданиями. Спасибо, на этом наше занятие окончено.