Вячеслав зайцев первая коллекция одежды. Прощальный показ Вячеслава Зайцева. Русские мотивы. Вячеслав Зайцев: биография

За время своей деятельности Вячеслав Зайцев заслужил репутацию одного из самых талантливых, трудолюбивых и многогранных отечественных кутюрье, что позволило ему завоевать признание не только в нашей стране, но и по всему миру. Модный дом, возглавляемый дизайнером, включает в себя экспериментальный цех, в котором создаются эксклюзивные и уникальные предметы гардероба, ателье, где каждая девушка может заказать себе как комфортный повседневный наряд, так и роскошное свадебное платье, а также бутик с женскими и мужскими коллекциями, головными уборами и украшениями. Кроме того, под руководством модельера функционирует Лаборатория Моды — единственное в нашей стране учебное заведение, действующее при Доме моды.

Творческий путь Вячеслава Зайцева

Свой непростой и тернистый творческий путь Вячеслав Зайцев начал в 1962 году, став художественным руководителем экспериментально-технической швейной фабрики в городе Бабушкин. Первая коллекция тогда еще никому не известного кутюрье не осталась незамеченной в мире моды. Спецодежда для работниц села состояла из ярких телогреек всевозможных оттенков, пестрых юбок и валенок, которые Зайцев собственноручно разрисовал гуашью, – к таким эпатажным и смелым нарядам советское общество не было готово. Несмотря на то что коллекция не была принята, благодаря зарубежным СМИ имя российского дизайнера стало известно всему миру – именно в этот период французские журналисты прозвали дизайнера «Красным Диором».

С тех самых пор Вячеслав Зайцев стал ключевым лицом отечественной моды. В 1982 году великому кутюрье удалось получить разрешение от властей на открытие собственного Дома моды. Зайцев стал первым отечественным дизайнером, одежда которого была дополнена именным лейблом. Кроме того, талантливый модельер впервые в нашей стране в тандеме с фирмой L’Oreal выпустил собственный парфюм Maroussia, который получил широкое распространение не только в России, но и во всем мире.

В 1988 году дизайнер продемонстрировал в столице мировой моды свою коллекцию «Русские сезоны в Париже», что стало очередным поворотным событием в творческой жизни кутюрье. В ближайшее время Зайцев возглавил Московский Дом моды, получил Золотую медаль Парижа и стал почетным гражданином этого города, на фестивале «Лучшие пять модельеров мира» в Японии был назван победителем, и, кроме того, завоевал множество наград на родине. Примечательно, что, несмотря на признание заслуг дизайнера в России и за рубежом, в отношении Зайцева на протяжении нескольких лет действовал запрет на выезд за пределы страны. Вплоть до 1986 года все коллекции дизайнера за рубежом демонстрировались без участия создателя.

Особенности модных коллекций Зайцева

На протяжении своего творческого пути Вячеслав Зайцев остается верен классическим русским традициям. Естественные формы, изящный силуэт, четкая линия плеча, гармоничная вышивка, невесомое кружево, элегантные шляпы с большими полями, массивные украшения, женственная обувь на высоком каблуке – каждый предмет гардероба, созданный кутюрье, символизирует красоту и грацию русской девушки. Примером тому могут послужить как дебютные, так и последние работы дизайнера. Так, на Неделе моды в Москве сезона весна-лето 2013 Зайцев представил коллекцию «Ностальгия», приуроченную к 50-летию своей творческой деятельности. Модели продемонстрировали сдержанные брючные костюмы и платья из 60-х, яркие принтованные наряды в духе 70-х и комплекты кричащих оттенков из 90-х.

Работая над коллекцией следующего сезона, Зайцев снова обратился к прошедшим модных эпохам. Шерстяные пальто и брючные костюмы в стиле 90-х, наряды в этническом стиле из индийских тканей, легкие платья из атласа и театральные модели с корсетами – в очередной раз дизайнеру удалось соединить воедино сдержанный минимализм и яркую помпезность.

В следующем году дизайнер полностью посвятил свою работу 90-м. В коллекции «Импровизация. 90-е…» были представлены комплекты из жакета, юбки и пальто, классические брючные костюмы в деловом стиле, лаконичные платья и более эффектные вечерние модели в пол из стеганых тканей.

Безграничный талант и приверженность свои идеям и ценностям позволяют Вячеславу Зайцеву более 50 лет оставаться одной из самых значимых и влиятельных фигур в истории отечественной моды.

Модельер должен быть универсальным. Создавать образы только для миллионеров – скукотища, да и дело не такое уж и хитрое. Поначалу работаешь на репутацию, а потом уже репутация работает на тебя. А вот каждый смог бы одновременно со штурмом мировых подиумов не забывать и о родной стране, о сравнительно простом народе? Вячеслав Зайцев уверен, что «красота невозможна без красоты души» и стильно одевает как бомонд, так и милиционеров, спортсменов и даже школьников.

Путь к успеху

Говорят, что большинство черт характера передается генетически, по наследству. Что касается Вячеслава, проверить эту теорию мы не сможем. Не так уж и много он знает о своих корнях. Шутит даже, что внучке не может рассказать о том, кем были ее бабушки-дедушки. Говорит, мол, и снимки-дневники-письма не сохранились, сгорели или испортились под влиянием времени. Известно только одно – родители Славы, Михаил Яковлевич и Мария Ивановна Зайцевы, дали жизнь настоящему таланту. Сколько наград, сколько коллекций, которые покоряли сердца модников и модниц во всем мире! Даже если в понимании современной моды вам со Славой Зайцевым не по пути, как известную личность в фэшн-мире его рассматривать однозначно стоит.

Короткая биография Вячеслава Зайцева:

2. Учился в Ивановской средней школе №22, затем поступил в Ивановский химико-технологический техникум на специальность «художник текстильного рисунка». Учеба давалась ему легко, закончил ее с отличием. Московский текстильный институт в 1962 году также не стал преградой на пути к вершинам. Еще один диплом с отличием, только теперь уже по специальности «художник-модельер».

3. Март 1962 года – начал работать художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики в городе Бабушкин.

4. 1962-1965 года – молодой Вячеслав Зайцев работает художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (Москва). Он создает модную женскую одежду для торговых сетей Москвы и регионов.

5. В 1965 году впервые представляет за границей коллекцию «Русская серия», которую в родной стране не приняли, а вот зарубежные ценители модных новинок ее очень даже похвалили. В журнале «Пари Матч» спецодежда для работниц получила хвалебные отзывы. Его ситцевые цветастые телогрейки с интересным декором привернули к себе внимание общественности. Статья «Он диктует моду Москве» стала первой звездочкой на небосклоне его успеха.

6. Готовит выставки для показов в Америке, Японии, Италии, Франции, Югославии.

7. После первого шага к популярности Вячеслав Зайцев встречается с Пьером Карденом, Ги Лярошем и Марком Боаном из «Christian Dior».

8. С 1969 года начинает работать театральным художником, создавая безумно интересные костюмы для сценических постановок. В его модели одевались Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Тамара Синявская, Филипп Киркоров, участники группы «Машина времени» и «На-на».

9. В 1972 году получает должность заместителя руководителя Общесоюзного Дома моделей одежды, а уже в 1978 уходит читать лекции на кафедре моделирования в Московском технологическом институте.

10. 1980 год – создает спортивные костюмы для сборной, которая участвует в Олимпиаде. В то же время выходят две его книги: «Этот многоликий мир моды» и «Такая изменчивая мода». В этом же году вместе с Пьером Карденом берет участие в Международном симпозиуме в Софии.

11. 1982 год – Вячеслав Зайцев создает Театр моды, готовит коллекции спортивных костюмов для выступов на чемпионате по фигурному катанию.

12. 1988 год – становится директором Московского Дома моды.

13. 1997 год – возглавляет «Лабораторию моды» при Московском Доме моды.

14. С 2007 года – член Российской академии художеств.

15. 2007-2009 года – ведущий программы «Модный приговор».

Как видно из биографии, известный модельер никогда не сидел на месте. За ним числится больше двадцати наград, он не только создает коллекции одежды (а в архиве их насчитывается около сорока), пропагандируя русский стиль, но и творит в других областях – занимается живописью, снимается в качестве телеведущего, пишет книги. Всесторонне развитая личность, полна амбиций, по-другому и не скажешь. Хотя бы в этом с него стоит брать пример. Когда-то еще в советские времена его назвали «красным Диором», сегодня же уже называют «динозавром моды», заслуженным деятелем и мэтром.

В чем феномен Вячеслава Зайцева? Он умело использовал времена, когда мода стала самостоятельным видом искусства, и первым в советских странах представил показ одежды в качестве театрализованного действия. Модели демонстрировались по заранее придуманному сценарию, который разворачивался как драма или как забавная пародия. Он создал некий синтетический жанр, который до этого не существовал. Драматургия, режиссура, актерская игра, специально подобранная музыка – все это органически вплеталось в показ коллекции. На тот момент это было настоящим креативом, диковинкой, отличительной особенностью, изюминкой творчества Вячеслава Зайцева.

Сегодня продолжает создавать коллекции и учить студентов в «Лаборатории моды Вячеслава Зайцева». Именно здесь рождаются таланты и начинается блестящая карьера молодых дизайнеров. В Доме моды Зайцева можно не только купить готовую одежду из коллекций, но и заказать что-то для себя лично, на свой вкус. Не подошел размер – переделают, хочется консультацию от мэтра – любой каприз за ваши деньги. Здесь исполняют модные желания!

Запомнился Вячеслав Зайцев не только своими коллекциями в русском стиле, но и разработкой формы для сотрудников милиции в 1991 году (за работы над которой он получил лишь звание «Заслуженный деятель искусств», никакого материального вознаграждения), а также школьной формы в 2013 году, которая вызвала настоящий шквал эмоций – от положительных до самых негативных.

Вячеслав Зайцев весна-лето 2014

Порадовал своих поклонников Вячеслав Зайцев и в этом сезоне: его коллекция под названием «На распутье» - это классика на современный лад, строгие силуэты и яркость красок, а также наличие разных принтов на любой вкус.

Модные весенне-летние тренды от «Slava Zaitsev», представленные на мероприятии «Mercedes-Benz Fashion Week»:

стеганные куртки и плащи;

Классический принт клетка;

Геометрические рисунки (как чертеж на ватмане);

Платья-цветы;

Разного вида шляпки;

Легкие струящиеся платья и юбки;

Ахроматика;

Пастельно-акварельные оттенки;

Яркие цвета.

Каждый показ коллекции Вячеслава Зайцева – это маленькое шоу. Он сумел создать что-то новое и неповторимое на модных подиумах страны, дать толчок другим специалистам, научить молодых амбициозных дизайнеров следовать за своей мечтой. О нем говорили, говорят и будут говорить. Даже не совсем важно, в положительном или, наоборот, негативном ключе. Если о вас говорят, значит, вы кому-то нужны. Зайцев, несмотря на свой внушительный возраст, продолжает творить, и это похвально. Пропагандируя стиль «а-ля рус», он напоминает нам о наших корнях, народное творчество до сих пор живет в массах и дает широкое поле для экспериментов.

Фото: ria.ru, www.woman.ru, moda.ru, afisha-lj.livejournal.com, zaitsev.info

Вячеслав Зайцев – признанный художник высокого стиля, президент Московского дома моды и заслуженный деятель искусств РФ. Об этом человеке заговорили еще когда он был студентом, а сегодня его коллекции гремят на весь мир.

Первая коллекция Вячеслава Зайцева состояла из ярких и цветных телогреек и юбок, которые были сшиты из павлопосадских платков, а также валенок, расписанных Зайцевым собственноручно. Но после бурного обсуждения строгий методический совет отверг эту «странную и несуразную», на их взгляд, коллекцию. Однако вскоре зарубежный журнал все же опубликовал коллекцию Вячеслава Зайцева под заголовком: «Он диктует моду Москве». После этого имя русского модельера стало известно всему миру.

В 1965 году Пьер Карден и Ги Ларош признали Вячеслава Зайцева равным себе по мастерству и таланту дизайнером, после чего французская пресса стала назвать российского кутюрье не иначе, как «Красный Диор», но посетил Зайцев палату высокой моды в Париже лишь в 1988 году. С тех пор он был признан бесспорным лидером отечественной моды.

Благодаря Вячеславу Зайцеву многие западные кутюрье начали использовать в своих коллекциях элементы русского стиля - богатую яркую вышивку, меховые шапки и знаменитые павлопосадские узоры.

Одежда от Вячеслава Зайцева

Модели Вячеслава Зайцева всегда поражают нас новыми креативными идеями. Хотя художественные образы, которые создает маэстро, как правило, являются символами прошлых лет. Одежда от Вячеслава Зайцева не стандартна, ее линии словно рвутся за пределы моделей, рождая впечатление экстравагантности и изящества. Его одежда олицетворяет постоянное стремление художника к гармонии. Он шьет свои ансамбли не только для моделей, но и для обычных женщин. Платья от Вячеслава Зайцева имеют безукоризненные формы и яркие цветовые решения. В них можно пойти как на прием, так и на вечеринку. Они прекрасно дополняют гардероб современных русских женщин, которые знают, как выглядеть привлекательно и красиво.

Зайцев первым открыл театрализованный показ коллекций. Он начал демонстрацию моделей с сюжетом, который развивался, словно пародия или драма. Зайцев создал большое число роскошных и будоражащих умы коллекций, сотни костюмов для кино, зарубежных театров и, конечно, одежду для собственного салона-магазина.

Популярность и признание

Сегодня Вячеслав Зайцев серьезно увлекается рисунком и живописью, его работы пользуются большим спросом за рубежом, они выставлены в знаменитых коллекциях музеев мира, в число которых входит и Третьяковская галерея.

В моде Зайцев уже более 50 лет, и в прошлом году за выслугу лет и большие достижения на этом нелегком поприще он был награжден премией GQ «Человек года 2012», победив в номинации «Дизайнер года».

К успехам Зайцева так же можно отнести известный телепроект «Модный приговор», который транслируется по будням на Первом канале. Передача представляет собой копию настоящего суда, в котором ведущие играют роли настоящих участников судебного процесса: защищает подопечных Надежда Бабкина, Лариса Гузеева или Лариса Вербицкая, а в роли обвинителя выступает знаменитый стилист, который «знает о моде все и даже больше» - модница Эвелина Хромченко. Программа приобрела такую необычайную популярность именно благодаря харизме Вячеслава Зайцева и его умению подарить каждой женщине свой собственный, неповторимый стиль.

В историю российской и зарубежной моды и искусства Вячеслав Зайцев, несомненно, вошел как мастер костюмов, великий дизайнер, а также бесконечно талантливый художник. Поклонники восхищаются его талантом и благодарят за прекрасные модели, а завистники называют его модели слишком консервативными. Но, несмотря на это, уровень художника искусства бесспорен и настолько высок, что не восхищаться им просто невозможно.

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.

Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители и , позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая , Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, - роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, - это мюзикл «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Достижения

  • 1980 – кавалер ордена «Знак Почёта»
  • 1983 – обладатель медали «Ветеран труда»
  • 1991 - заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992-1996 - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского государственного университета сервиса
  • 1993 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон»
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла»
  • 1994 - создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис»
  • 1995 - создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи»
  • 1996 - лауреат Государственной премии Российской Федерации
  • 1998 – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 – лауреат премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2006 - народный художник Российской Федерации
  • 2007 - академик РАХ
  • 2009, 2010 - дважды лауреат премии правительства России

Вячеслав Зайцев (модельер)

Вячеслав Михайлович Зайцев. Родился 2 марта 1938 года в Иваново. Советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Народный художник Российской Федерации (2006). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996).

Отец - Михаил Яковлевич Зайцев.

Мать - Мария Ивановна Зайцева.

Учился в Ивановской средней школе № 22.

В 1956 году окончил Ивановский химико-технологический техникум по специальности художник текстильного рисунка.

В 1962 году с отличием окончил Московский текстильный институт. Далее был распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в г. Бабушкине и назначен её художественным руководителем.

В самом начале своей деятельности он создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села, которая была отвергнута методическим советом. Вскоре её опубликовал журнал «Пари Матч» со статьей «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior). За время, предшествовавшее встрече, Зайцев сумел проявить себя в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете WWD.

В ОДМО на Кузнецком мосту Вячеслав Зайцев проработал тринадцать лет, завершив свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя ОДМО, которым был с 1972 по 1978 год.

Результатом его работы в ОДМО явились: демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965-1968), коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976) и иных предложений в составе сводных коллекций ОДМО за рубежом (в США, Канаде, Японии. Франции, Югославии, Италии и многих других странах), но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора.

В 1967 году получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

С конца 1960-х Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор» , которое подчеркивало органическую связь уникального искусства модельера с лучшими традициями мировой моды.

В 1974 году чехословацкий журнал «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» в галерее портретов выдающихся художников моды мира (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Так, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые его изделия.

Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве он неизменно уделял живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика Вячеслава Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель, карандаш, фломастер. Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее. Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы.

Много работал над созданием костюмов для кино. Как художник по костюмам принимал участие в создании картин на студиях «Мосфильм» и им. Горького: «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда».

В 1988 году выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава Зайцева составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат.

В 1981 году для постановки Галиной Волчек чеховского спектакля «Вишнёвый сад» в ГДР (г. Веймар) и в Венгрии (г. Будапешт) он был приглашен в качестве художника по костюмам, к этим же спектаклям он выполнил и театральные плакаты.

Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы: Театр Сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Её превосходительство»), МХАТ («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Всё кончено»), Театр имени Вахтангова («Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III»), Театр имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник» («Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вулф?»), «Ромэн» («Здравствуй, Пушкин», «Мы - цыгане»).

Вячеслав Зайцев является создателем уникальных костюмов к авангардному спектаклю «Лесбияночки шума цунами» по пьесе Михаила Волохова.

В 2013 году Вячеслав Зайцев создал костюмы к спектаклю Малого театра «Пиковая дама» (режиссёр Андрей Житинкин). Создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

Долгое время работал над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции.

С 1989 года создал множество костюмов для группы На-На, с руководителем группы, сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл».

Также создавал сценические костюмы для , Тамары Синявской, ансамблей «Гайя», «Машина времени» и др.

Долгое время занимался педагогической деятельностью. С 1976 года - доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне - Московского государственного университета сервиса). В 1992-1996 годах - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне - Московского государственного университета сервиса).

Написал книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды» . Обе вышли в 1980 году, а в 1983-м были переизданы в Болгарии и Чехословакии.

В 1993-м стал создателем и главой жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон» (Иваново). Выступил инициатором и попечителем конкурса «Талант» (Иваново).

В 1994 году создал и возглавил жюри ежегодных конкурсов: профессиональных модельеров им. Надежды Ламановой (Москва), детских театров моды «Золотая игла» (Москва) и молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис». В 1995-м был художественным руководителем и председателем жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи».

С 30 июля 2007 по 20 ноября 2009 года вёл телевизионную передачу «Модный приговор» на «Первом канале».

С 2009 года - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль».

Вячеслав Зайцев - почётный гражданин Парижа и своего родного Иваново.

Болезнь Вячеслава Зайцева

В начале 1971 году Вячеслав Михайлович попал в автокатастрофу, после которой долго восстанавливался.

Он вспоминал: «Когда мне сказали, что отрежут правую ногу, я даже смирился, придумал себе новый образ. Представил, как в черной шляпе, белой рубахе, черных очках и с палкой буду ходить по Кузнецкому мосту. Но я тренировался до чертиков в голове, потому что знал: нужно жить».

Несмотря на неутешительный диагноз, модельеру удалось сохранить ногу и восстановить здоровье. Более того, эта трагедия полностью изменила его жизнь и даже закалила характер. «До аварии я считал себя крайне инфантильным. А тут сумел отказаться от обезболивающих, по сути – наркотиков. Потому что видел: человек, которые лежал рядом со мной в палате, под их действием выбросился из окна. Я сознательно проверял себя тогда. И оказалось, что могу быть мужественным», - в одном из интервью.

На момент аварии Зайцеву было 33 года. На протяжении девяти дней ему пришлось находиться в реанимации, а потом шесть месяцев он не расставался с костылями.

Последствия аварии давали о себе знать на протяжении всей последующей жизни.

В начале 2016 года перенес операцию на коленном суставе - ему поставили титановый протез, чтобы он не испытывал боли при ходьбе. Проходил курс реабилитации в Карловых Варах.

«Каждый месяц бываю в Париже, где у меня есть небольшая квартира-студия», – делился Зайцев. «Приобрел ее на первый гонорар, полученный от сотрудничества со знаменитой косметической компанией. Вот и езжу оплатить коммунальные услуги – примерно 400 евро в месяц. Кроме того, в столице моды и красоты я ищу новые интересные ткани, аксессуары, дополнения для будущих коллекций», - отметил он.

Отдыху на морях и океанах кутюрье предпочитает любимое Подмосковье: «У меня в Щелковском районе есть семь соток земли, рядом – река. Красота необыкновенная! Это не столько загородный дом, сколько мой творческий центр или даже музей-усадьба». Зайцев хранит там все свои награды и подарки, несметное количество журналов, картин, эскизов, тканей, фотографий и книг.

Фильмография Вячеслава Зайцева:

1982 - Красиво жить не запретишь - камео
1984 - И снова звёздный час! (документальный)
1986 - Как стать звездой - эпизод
1987 - Этот фантастический мир. Выпуск 12 (фильм-спектакль) - пассажир поезда
1997 - Корабль двойников - Волков
2005, 2016 - Регина Збарская. Тело государственной важности (документальный) - художник-модельер
2005 - Русский художник Алексей Шмаринов (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Клавдия Шульженко (документальный)
2006 - Жизнь прекрасна (документальный)
2007 - Красота по-советски. Судьба манекенщицы (документальный)
2007 - Зачем пережила тебя любовь моя... (документальный)
2008 - Актеры одной роли (документальный)
2009 - Сказочные красавицы. Жизнь после славы (документальный)
2009 - Николай Караченцов. Любви не названа цена (документальный)
2010 - Екатерина III (документальный)
2011 - Мода для народа (документальный)
2011 - Старинные часы - камео
2012 - Богини социализма (документальный)

Сценография Вячеслава Зайцева:

1963 - Костюмы к спектаклю «Принцесса Турандот», Театр имени Евгения Вахтангова
1965 - Костюмы к спектаклю «Сердце Луиджи», Театр имени Моссовета
1966 - Костюмы к спектаклю «Эта странная мисс Сэвидж», МХАТ
1967 - Костюмы к кинофильму «Фокусник»
1971 - Костюмы к кинофильму «Держись за облака»
1973 - Костюмы к спектаклю «Безумный день, или женитьба Фигаро», Театр Сатиры
1976 - Костюмы к спектаклю «Ричард III», Театр имени Евгения Вахтангова
1978 - Костюмы к телефильму «Безымянная звезда»
1979 - Костюмы к спектаклю «Её превосходительство», Театр Сатиры
1980 - Костюмы к спектаклю «Всё кончено», МХАТ
1981 - Костюмы к спектаклю «Последние», МХАТ
1982 - Костюмы к спектаклю «Вишнёвый сад», «Современник»
1986 - Костюмы к спектаклю «Лоренцаччо», «Современник»
1988 - Костюмы к мюзиклу «Софистикейтед лейдиз» на музыку Дюка Эллингтона, Бродвей, Нью-Йорк
1990 - Костюмы к спектаклю «Анфиса», «Современник»
1991 - Костюмы к спектаклю «Мартовские иды», Театр имени Евгения Вахтангова
1991 - Костюмы к спектаклю «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Современник»
2001 - Костюмы к спектаклю «Три сестры», Театр Современник
2015 - Костюмы к спектаклям Государственного Малого Театра: «Пиковая Дама», «Маскарад», «Молодость Людовика ХIV»

Коллекции одежды Вячеслава Зайцева:

1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»);
1965-1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора);
1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора);
1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии);
1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев;
1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх;
1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе, 1984 (показы без участия автора);
1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония, (показы без участия автора);
1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере;
1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке);
1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг, 1987 (показы в США);
1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси»;
1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы смадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture);
1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж;
1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен;
1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции);
1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды»;
1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки»;
1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио);
1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции;
1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине);
1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте»;
1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы»;
1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем»;
1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение»;
1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума»;
1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн»;
1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы);
1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие»;
1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы»;
1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000;
1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение»;
2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии»;
2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001;
2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение»;
2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002;
2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002;
2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие»;
2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003;
2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент»;
2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004;
2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим...»;
2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация»;
2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна»;
2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006;
2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье...»;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с...»;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь...»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории»;
2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009;
2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки»;
2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие»;
2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!»;
2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010;
2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы»;
2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв»;
2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние»;
2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic»;
2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации»;
2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия»;
2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2»;
2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье»;
2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014;
2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90...»;
2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее»;
2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн»;
2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни»;
2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век»;
2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис»