Главой семьи должен быть муж. Кто главный в семье - муж или жена. Мужские и женские имена на буквы — Д

Фото: Tatiana Gladskikh/Rusmediabank.ru

Давайте поговорим про семью, приоритеты и варваров. Я расскажу о своем взгляде на воспитание мальчиков. И я уверена, что согласятся единицы, но я надеюсь, что кто-нибудь задумается.

Правильно расставленные приоритеты – это , общества, государства. Если ценности адекватны, то и успех предсказуем. Но перекос способен все испортить. И искать неполадки стоит начинать со своей семьи. Итак, давайте подумаем – какие приоритеты есть у вас?

Мнение большинства

Сегодня центром Вселенной большинства матерей стали их дети. Как часто общаясь с молодыми мамашами, я улавливаю в их словах беспокойство, тревогу за малышей, но при этом почти полное безразличие к мужчине. Подумайте, а для вас кто важнее – ребенок или муж? Я не заставляю вас выбирать, ни от кого не нужно отказываться, просто проанализируйте – кто занимает ваши мысли чаще?

А теперь следующий эксперимент, после того как вы ответили на первый вопрос, а кто важнее – вы или тот человек, которого вы выбрали в прошлом абзаце?

Результат у каждого будет свой. Но я чаще всего наблюдаю такую картину: самый главный – это ребенок, второй по значимости человек – сама женщина, а на последнем месте мужчина. Удивительно, но ребенок часто на первом месте один, даже если в семье их несколько. Но при множестве детей мужчина при этом все равно ниже остальных.

Правильно это или нет? Как на самом деле должны обстоять дела? Давайте разбираться.

Исторические особенности

Человечество несколько миллионов лет живет в мире. В этот период формировались природные инстинкты и правила, которые помогали выжить. Семья сложилась очень давно, и ее составной частью были мужчина, женщина и малыши. Но семейное благополучие в эпоху древних людей напрямую зависело от защитника. Мужчина ограждал свою ячейку от животных, других мужчин, природных катаклизмов. Он, конечно, приносил еще и еду, но женщина и дети могли и сами собрать что-то, чтобы выжить. А вот защитить себя не могли в полной мере.

Какие были в семьях? Главным оставался сам человек. Женщина понимала, что если умрет она, то кто позаботиться о ее детях? Да и каждый человек инстинктивно ценит себя выше других. Второе место в семейной иерархии занимал мужчина. Он должен быть здоров, силен, сыт. Без него существование семьи ставилось под угрозу, вероятность выживания была очень мала. Ну а потом в цепочке уже шли дети. Высокая смертность, частые роды и много других факторов уменьшали ценность малышей. Это не значит, что их любили меньше. Но была логика – если умрет ребенок, можно родить еще одного. Если умрет мужчина, то маловероятно, что выживут все остальные дети и женщина с ними.

Пример грубый, но наглядный. Кроме ухода мужчине полагалось еще уважение, иногда в чрезмерных формах. Мужчина был главой семьи, клана, общества. Но все это в реалиях, когда защита была необходима. При серьезных угрозах женщина подчинялась, понимая, что от силы спутника и, в целом, его наличия зависит ее жизнь. Но времена менялись….

Когда все есть

Пример изменения ситуация – Римская империя перед ее падением. Огромная империя простиралась на большой территории. И в результате защищаться стало не от кого. «Хлеба и зрелищ» требовало общество. Но при этом всего было в достатке: голодающих в священном городе не было, а внешние враги были слишком далеко.

В этот период менялся не политический строй, а воспитание молодого поколения. Если до этого мамы больше ценили мужей, то когда защита стала не так актуальна, они стали больше любить детей. Что же поменялось? Появился гораздо больший страх их потерять, чем мужчину. Снизилось уважение к сильному полу.

Дети, воспитанные с излишней заботой, были уже не столь самостоятельны, не столь сильны. Их зависимость от матери увеличилась. А дамы всячески старались оградить их от боли, страданий, испытаний. Защитники уже стали не нужны, их ценность падала, а вот управленцы, ученые, советники были в почете.

Что было дальше? Два-три поколения без уважения к защите привели к тому, что каждая последующая женщина ценила своих детей выше мужчины и считала это нормой. С каждым поколением мужчины становились слабее. А потом пришли варвары, и за очень короткое время смели империю с лица земли. Просто оказалось, что защищать ее некому. Слабые мужчины не смогли отстоять свою страну.

Страшные выводы

Пусть со мной многие не согласятся, но я уверена, что в семье мужчина должен быть важнее детей. Уважение к нему, к его интересам, его потребностям должно быть выше, чем желания детей. должна быть гораздо больше, чем рожденных от него. Правильная иерархия позволит и воспитывать новое поколение по-новому.

Ну как в семье, где мужчину не уважают, может вырасти достойный младший мужчина? Осуждение отца или презрение к нему не помогут на плохом примере создать идеального сына.

Какие дети растут в семьях, в которых приоритеты не верны? Угождающие...Сын старается вести себя по-другому, не так как «плохой» отец. А это уже не признак силы. – это тот, что имеет свою позицию, отстаивает ее. Если же он подстраивается, пытается всегда быть хорошим, страшась «нелюбви» матери, сможет ли он стать достойным?

Удивительно, но сегодняшние женщины на 100% уверены, что ребенок важнее всех остальных, а иногда и себя лично. Это уже не первое поколение, что так думает, их тоже так воспитали. И они продолжают традицию, создавая мужчин, которые не знают ничего про защиту и силу.

И мне даже начинает казаться, что история скоро повториться. Давайте посмотрим на Европу. А готовы ли мужчины этих благополучных стран дать отпор новым варварам? Мне кажется, что про защиту они не знают, но будем надеяться, что я не права.

А что в этот момент происходит с нами? Что выигрываем мы, становясь главой семьи? Делает ли это нас счастливыми? Муж-пудель, дети не уважают отца, куча ответственности и проблем, которые приходится решать женщине, ссоры и недовольство, стресс. Можно ли при таком раскладе оставаться женщиной? И можно ли говорить о счастливом будущем такой семьи?

Еще бытует мнение, что в семье не может быть главного и все вопросы должны решаться сообща. Сообща ничего не решается. Всегда кто-то один принимает решение.

Или есть такие заявления: «В моей семье главный муж. (Хоть я и зарабатываю больше, и все делаю по дому, воспитываю детей). Пусть мой муж так думает». Такие слова – очередная иллюзия. Муж так не думает, поэтому вы и делаете все сами.

Давайте вспомним основную мужскую потребность.

Мужчине жизненно необходимо выполнять свою главную роль добытчика и кормильца семьи. При этом самое главное, чтобы семья нуждалась в этой его мужской роли. Если женщина может все сделать сама, заработать, воспитывать детей, то эта мужская роль становится не востребована, а значит, мужчина ничего делать не будет. У него может даже возникнуть сомнение в смысле своего существования.

Мечта современной женщины: — «Я выше, быстрее, больше и независимей! Присоединяйся ко мне, и мы будем вместе пахать на благо семьи!»

Это несбывшаяся мечта огромного количества женщин. Главная потребность мужчины – быть лидером, быть первым, а не следовать за женой.

Мужчина нуждается, в том, чтобы превосходить женщину в главной роли – добытчика. Конкуренция между супругами приведет такую семью к краху. Мужчина постоянно конкурирует во внешнем мире, но приходя домой, он хочет снимать доспехи. Соответственно, если ему еще и дома приходится бороться за свое место, то, как правило, он перестает бороться за свое место в карьере и на работе. Он же не может все время конкурировать.

И только женщина, способная это понять с радостью согласится отдать лидерство в семье мужчине. Только когда вы полностью согласитесь с идеей, что мужчина – глава семьи, только тогда вы сможете быть женщиной, а ваш муж – мужчиной. Только тогда вы сможете построить гармоничные отношения. Если вы хотите быть счастливы, вы должны исполнять свою роль, а мужчине предоставить его роль.

Я уже не раз писала, что переходный этап – самый сложный. Не все будет получаться сразу, вы не сразу будете замечать, что снова стараетесь сделать все по своему, что снова принимаете решения, а мужу всего лишь предлагаете согласиться с вами. Иногда будет появляться сопротивление лидерству мужчину в семье. Не останавливайтесь, идите вперед.

Если вы решили сдать мандат «главы семьи», на начальном этапе вам помогут эти практические рекомендации:

1) Не надо никаких специальных разговоров с мужем. Мол, я решила развивать женственность и главой семьи больше не хочу быть, торжественно передаю эту роль тебе. Скорее вы напугаете такими разговорами своего мужа, и ничего не изменится. Я вам открою секрет на миллион долларов: начните во всем с мужем соглашаться. Он говорит: — Не хочу сегодня ехать к маме. Вы отвечаете: — Хорошо. Он говорит: — Я не хочу делать ремонт. Вы отвечаете: — Как скажешь!

Начните показывать не словом, а делом, что его мнение вы уважаете. Вы не только передаете ответственность мужу, но и право принимать решение. Ваша задача — соглашаться с его решениями.

2) Вам придется перестать раздражаться, пилить мужа. Вы больше не должны давать своему мужу советы. Даже, если у него будут какие-то проблемы, и он с вами ими поделится, подождите, у него тоже есть голова, не только у вас. Часто мы начинаем критиковать решения мужа, так как очень боимся, что он совершит ошибку. Но он же мужчина, и даже если совершит ошибку, то способен сделать выводы. Он глава семьи, а не ваш ребенок и вы ему не мама.

3) Что касается ваших заработков, то здесь вы должны сами принять решение. Никто не возьмет за вас эту ответственность, и никто не даст вам правильного совета. Решение должны принять вы. Либо вы сократите свою деятельность, и будете зарабатывать меньше, либо уйдете с работы. Особо сильным и трудолюбивым показан именно такой способ. Я уверенна, если бы я не отказалась полностью от своих заработков, мне бы не удалось передать лидерство мужу. Многие женщины пишут о декретном отпуске с восхищением, что они даже и не думали, что у мужчины хватит способности содержать ее и их ребенка. Но именно с этого начинается ваше доверие к мужчине. Вам придется отступить, придется начать доверять и стать послушной. Какое интересное слово. Я обещаю, что мы об этом поговорим более подробно. Не пропустите и подпишитесь на обновление сайта!

И в завершении еще раз напомню: изменения будут происходить ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. Если вы будете хотя бы мысленно спорить со своим мужем, все это выльется не в согласие, а в ссору. Надо набраться терпения. Не придирайтесь по мелочам. И помните, ему тоже дается мужская роль тяжело, также как и вам женская.

Татьяна Дзуцева

Вконтакте

Материнские заметки

Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется.

Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно , и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче.

Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья.

Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег.

Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем.

Дом возглавляет система ценностей семьи.

Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все

И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили…

Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

Семья может быть даже раем: «...сделай свой дом небом», – призывает нас все тот же Иоанн Златоуст. А потом добавляет совершенно удивительные слова, мои любимые слова:

«Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос» .

Христос может быть «посреди» нашего дома. Внутри нашего дома. Живой Бог – вместе с нами.

Семью – малую Церковь – возглавляет Бог

При условии, что в доме будут любовь и согласие. Если мы все будем соединены друг с другом не только бытом, не только приятными чувствами, но и стремлением к добродетели… И Бог будет главным в доме.

Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор.11,3).

Получается такая иерархия в семье, в браке: у жены есть глава, и это – ее муж; и у мужа, в свою очередь, есть глава – это Христос. Главный в такой семье – Сам Бог.

«В браке всегда есть третье лицо – Лицо Самого Бога» , – пишет исследователь святоотеческого учения о браке С. Троицкий.

Семью – малую Церковь – возглавляет Бог. И он входит в этот дом и находится внутри него. Бог, сотворивший небо и землю, может быть посреди нас. И это правда возможно. Это и есть настоящая семья: такая, в которой главный – Бог.

Отношения в семье – к Богу

В семье мы связаны друг с другом. Взаимными обязательствами, взаимной ответственностью. Христос – посреди любых отношений в настоящей семье. Вот посмотрим, как это выглядит.

Муж

Муж должен любить жену, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25-33). Не просто – любить. Любить жену – с Богом, ради Бога, как путь к Богу:

«Не столько ради ее самой должно любить ее, сколько ради Христа... Итак, делай все из повиновения Господу и как бы ты делал все ради Него» .

Как именно любить, где мера этой любви – сказано: как Христос. До смерти. В быту – тоже предельно понятно:

«Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовью и дружбой. Нет уз, крепче этих, особенно для мужа и жены… общницу жизни… нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью» .

Пока все идет хорошо, пока все в порядке – нетрудно любить жену и ради ее самой, ради той радости, которую приносит общение с любимой, красивой, родной женщиной. А когда все становится вверх ногами, когда жена все делает не так, и говорит не то, и истеричка, и склочница, и один вид этой сварливой бабы вызывает раздражение… В конце концов, когда она сама-то не выполняет возложенных на нее обязанностей, когда не слушает мужа и даже «развратна»… Вот тогда уже подвиг ради Христа – любить ее. Вот тогда подвиг – окутать ее теплой заботой, «любовью и дружбой». Ради Христа, во Имя Которого мы живем, Которому посвящен наш Дом, ради послушания истинному Главе семьи.

Жена

Жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Кол. 3,18, Еф. 22-24). И снова – повиноваться не ради мужа (хотя и ради него тоже), и не ради мира и согласия в семье (хотя и мир обеспечен), но как бы совершая служение Богу, служение Тому, ради Кого все отношения в семье выстраиваются, ради Кого – весь этот дом. По словам Златоуста, жена должна повиноваться мужу «если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа» . Это, продолжает учитель Церкви, и означает – оставить мужа или жену, чтобы последовать за Христом: то есть выполнять свой долг любви к жене и, соответственно, послушания мужу именно ради Бога, именно как служение Богу. И святитель напоминает нам, женам, слова апостола:

«Если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу» .

Легко слушать того, кого любишь, легко слушаться мужа, который тебя любит. Для которого ты – единственная, прекрасная, родная. Но мелкие и серьезные проблемы, болезни, обиды, усталость, в конце концов, очевидные выкрутасы женской психики во время беременности и во время обычных женских состояний – все это первым делом выплескивается на отношения с мужем. И если в это время видеть только мужа, то… не так-то просто взять себя в руки, не так-то просто заставить себя слушаться его. Того, кто, конечно же, неправ (как можно класть зелень в суп еще до картошки?! как можно разрешать детям смотреть мультики 4 часа подряд? как можно ставить перед ребенком тарелку с черникой на белую скатерть?!). Слушать мужа в это время тяжело, почти невозможно.

А если смотреть не на мужа, который вызывает , а обратиться к Богу? Послушаться мужа – не потому что он прав, а потому что прав Господь, заповедавший мне послушание. Послушаться мужа – как принести жертву Богу. И самое удивительное то, что в таких случаях, когда ради Господа, а не во имя логики и тем более не во имя демонстрации послушания (вот сейчас муж увидит всю нелепость своих приказов!) удается победить свою гордость, свое стремление во всех ссорах выходить победительницей, – тогда все встает на свои места. Ради такого крошечного подвига Господь, Глава нашего дома, дает нашему дому мир. И дает любовь – уже не ту любовь, которая «сама по себе» когда-то привела нас друг ко другу, а любовь новую, еще более крепкую и сильную. И после такого маленького усилия над собой, сделанного именно ради Бога, появляется «естественное», легкое послушание мужу, послушание в любви уже к нему самому, послушание в радости согласия и единомыслия… Да, единомыслие в семье достигается как-то даже банально: жена повинуется мужу – и никаких разногласий быть не может:

«Не просто и не напрасно Павел выказал великую заботливость об этом деле, когда сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу». Почему? Потому что, если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо… Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок…» .

Вот как легко приходит мир и единомыслие в дом: если жена слышит и слушает мужа – откуда взяться разногласиям? Уничтожается сам механизм возникновения ссор, анархии, «беспорядка», в котором обычно воспитываются наши дети – дети беспорядочных семей…

Это тоже не просто теория или идеология. Такое отношение к детям зовет за собой все устроение нашей заботы о детях. Мы отдаем детей на самбо и в бассейн, мы ищем для них курсы английского с преподавателем-носителем языка, мы готовим их к олимпиадам по математике, мы читаем смешные книжки Астрид Линдгрен, включаем мультики про кроликов и фильмы про Шерлока Холмса – но главным всегда остается то, ради чего Господь поручил нам наших детей. Главное – когда мы не позволяем детским занятиям, детским увлечениям выращивать и поддерживать детские грехи и страсти. Главное – когда мы выстраиваем и каждый детский день, и все пространство детских занятий в памяти об этом главном. Главное – когда «учение Господне» предваряет и сопровождает все другие виды обучения детей и все наше общение с нашими детьми. Главное – когда мы начало каждого дела, каждого дня, и каждый седьмой день приобщаем нашу малую Церковь – Церкви великой. Когда общность всей нашей семьи с Христовой Церковью, с учением Церкви пронизывает весь строй жизни нашего дома.

Если Господь поручил нам, именно нам, воспитание наших детей – это означает и степень вовлеченности родителей в дело воспитания детей. Мы уже не можем отмахнуться от этого задания, от этой заповеди, «потому что нет времени», и даже потому, что «я не умею воспитывать детей», не можем запросто и полностью перебросить это благое иго на чужие плечи. Тем более, что в нашем доме, над нашим домом – наш Глава, наш истинный Отец, Воспитатель и Учитель – Господь, Который будет всегда заботиться о наших детях. Будет помогать нам воспитывать их. Если мы будем просить Его о помощи, если мы вообще призовем Его в свой дом, если мы посвятим именно Ему свой дом. Тогда получится, что наши дети рождаются и живут в доме Божием… Ничуть не меньше. Потому что как иначе назвать дом, в котором Бог – Глава? Как иначе назвать малую Церковь?

Если Господь поручает нам детей – то мы встретим появление нового малыша с радостью: ведь это не случайный «залет», а дар нашему дому, дар нашего Бога. И со спокойной уверенностью: раз Господь дал малыша –– Он поможет нам в заботе о нем. И если нам кажется, что мы не готовы, что мы не справимся… это только так кажется: Бог дал – Он и поможет нам справиться, Он знает, когда и кого приводить в наш дом. И нам остается только принять малыша, любить его и воспитывать его. Для Того, Кто его нам послал.

И если Он забрал малыша… Большого, маленького или долгожданного, но еще не рожденного… Это горе, которое может разрушить дом. Это горе. Но разрушает оно, когда дом – не к Богу, не в Боге. Но ведь настоящая семья – это дом Божий. Ведь малыш – Божий. Ведь рождение малыша – это не приз, не игрушка, рождение – задание воспитать маленького человека для его истинного Владыки и Отца. Наш Бог, наш Царь поручил нам воспитание – и забрал к Себе обратно нашего воспитанника. Мы любили этого малыша, мы заботились о нем – но наш Царь отозвал Свое поручение. Мы думали, что будем воспитывать малыша до его взросления. Чтобы дальше он сам смог жить – жить к Богу, идти к Богу и войти в . А Господь дал нам позаботиться о нем не до взрослости, но всего лишь первый триместр беременности, или всего лишь до его пятилетия… И он ушел к Богу, к Отцу своему, гораздо раньше, чем мы надеялись. Но ведь главное, чтобы он в конце концов, сейчас или через восемьдесят лет, пришел именно к Нему, в Его руки… Разве не об этом мы молились с того самого момента, как тест на беременность показал две красные полоски?

Все в настоящей семье – к Богу и в Боге. И поэтому – все просто, все легко, даже когда слишком непросто и совсем не легко. Весь наш дом – в руках Божиих…

Любовью и единомыслием к Троице Нераздельней

Такое дело: служение Богу в семье как будто отворачивает нас друг от друга. И действительно, говорит же Златоуст: слушать мужа ради Бога – это «оставить мужа и жену», последовав за Христом. И выходит, как будто мы, идя к Богу, уходим друг от друга. Но чудо как раз в том, что все ровно наоборот. Ведь все эти заповеди об отношениях в семье буквально заставляют нас быть ближе друг ко другу, ближе в общем-то и некуда.

Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом

Авва Дорофей говорит о том, что Бог – это солнце, а мы, люди, как солнечные лучи: чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг ко другу. Это – две основные заповеди: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом. Такое происходит даже с монахом, к которому преимущественно и обращены слова аввы Дорофея. Что же говорить о семье!

В семье мы идем к Богу вместе. по-настоящему, навечно соединяет нас друг с другом.

Мы связаны отнюдь не только взаимным долгом, взаимными обязательствами, теми заповедями, которые нам, семейным людям, необходимо соблюдать, если мы считаем себя христианами.

Семья – единый организм. Это – единица, а не множество

Семья – единый организм. Это – единица, а не множество.

Начинается все с непостижимой вещи: муж и жена – это один человек. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Известно, что изначала Бог прилагал особенное попечение об этом союзе, и, говоря об обоих, Он выражается как об одном: мужа и жену сотворил я есть (Мк, 10:6)... Он устроил изначала, соединяя их в одно, как бы на каменном основании» .

Много раз, в самых разных проповедях, святитель повторяет, что «муж и жена – не два человека, а один человек» .

«С идеальной точки зрения богосовершенства и Богочеловечества, то есть какой должна быть истинно христианская и совершеннейшая чета супружества, она есть «плоть едина», один неделимый телесно-душевный организм, с одним телом и одной душой, одним умом, одним сердцем, одной волей» , – писал учитель святителя Илариона (Троицкого) проф. М.Д. Муретов.

Общность мужа и жены и менее тесная, но также сильная связь родителей и детей – не праздные слова или отвлеченная философия. Да, конечно, муж и жена – это две половинки, мы любим друг друга, и детей своих любим. Но, как выясняется, из разряда романтического образа это положение переходит в плоскость, для верующего человека невероятно серьезную и даже страшную.

Вот как обращается святитель Иоанн Златоуст к отцу семейства:

«Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, то мы будем подлежать за них ответу? Да, если (это случится) от неприятия нами строгих мер, потому что для спасения недостаточно нам собственной добродетели... а требуется еще (добродетель) другого» .

Вот так – недостаточно собственной добродетели. Не получится самому потрудиться, а другие – уж как-нибудь, на их усмотрение. Не получится семейному человеку идти к Богу, если он не ведет, не старается приводить к Нему и свою жену, и своих детей. Вот еще слова Златоуста, из другой его проповеди:

«Ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев. Как мы дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность… за жену, и за сына» .

Эта ответственность сама по себе делает нас единым целым. И это целое начинает жить как живой организм, больной или здоровый.

Вот, вроде бы, учение о спасении говорит о спасении души человека. Но спасаться может и дом, как единая душа. Например – пришло спасение дому (τῷ οἴκῳ) сему (Лк.19,9). Не одному хозяину дома спасение, не одной хозяйке, не рабу Божьему Александру или Елене, Иоанну или Василисе – а дому.

Дом может спасаться – и может погибать, «впадать в нечестие», и тоже – как единое целое, как связанность, как взаимозависимость домочадцев. В книге «Пастырь» Ерма, включенной в «Писания мужей апостольских», мы читаем:

«Не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие <…> И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их развратиться» . .

У нас есть обязательства друг перед другом. И перед Богом. Это не просто традиция, не просто образ жизни, а путь ко спасению. Выполнять все эти обязательства – вместе, всем домом, идти к Богу. Да, дом умеет ходить. К Богу или от Бога. И дом идет к Богу, если это настоящий дом. И, один за другим, мы постепенно переходим из нашего земного дома в вечность, к Богу. Должны, должны приходить именно к Богу. И тогда оказывается, что кто-то из нашей семьи – еще здесь, на земле, а другие – уже «на месте», уже с Богом. И дом переходит в вечность. И дом оказывается вечным.

Так строится дом: от земли к вечности. С самого начала – и навсегда.

Святитель Иоанн Златоуст предлагает мужу говорить об этом своей жене сразу после свадьбы:

«Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время кратко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и со Христом в великой радости. Я всему предпочитаю твою любовь, и ничто не может быть для меня так тяжело, как когда-нибудь разлучиться с тобою» .

Вечно быть вместе, вечно быть с Богом

Не разлучаться никогда – ни в земной жизни, ни в вечности. Вечно быть вместе, вечно быть с Богом.

Выполнение возложенных на нас, семейных людей, заповедей может быть тяжелым подвигом. Наверное, сравнимым с мученичеством или юродством... Если приходится служить Богу в семье – в одиночестве, если приходится ради Бога любить свою строптивую жену, если приходится ради Бога быть покорной жестокосердному мужу. Не бросать свой крест, а нести до конца. Даже до смерти... Ведь с креста не сходят. С креста – снимают…

Но если мы вместе пойдем по этому пути, если мы вместе будем так служить Богу, то наш дом действительно станет небом на земле. Где муж окружает жену заботой, любовью и дружбой, где жена послушна мужу своему и единомысленна с ним, где родители посвящают себя заботе о детях, воспитанию их, где все отношения – в любви друг ко другу и к Богу. И это небо, этот рай мы будем снова и снова восстанавливать, когда наше самолюбие, наши страсти будут сбивать нас с выбранного пути. Сбивали, сбивают и будут сбивать, пока мы на этой земле живем… А мы, падая, будем снова вставать, и снова будем идти, ползти, карабкаться, помогая друг другу, вытягивая друг друга. Чтобы дети наши рождались и росли в доме Божием. Чтобы послужить Богу, как это доступно нам, как Он Сам заповедал нам. Чтобы мы все встретились в Царстве Небесном. Чтобы семья наша пребывала вечно со Христом, с Главой нашего дома. И чтобы любовь наша не преставала никогда.

​​​​​​​​​​

​​​​​​​Хочется начать с цитаты В.Н. Дружинина, автора книги "Психология семьи": "С точки зрения М. Мид, нормальной является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, можно считать аномальными" ​ (В.Н. Дружинин. Психология семьи: 3-е изд., - СПб.: Питер, 2006. с.12).

Есть семьи, где главой семьи приходится быть женщине - но редко это радует саму женщину. Много современных женщин, которым не повезло встретить в своей жизни сильного и любящего мужчину, стремятся в семье к партнерским отношениям на равных, однако вскоре сталкиваются с тем, что равенства там им не обещано, а вопросы решаются очень трудно...

Очень жалко, что сейчас в большинстве российских семей "главы семьи" как-то нет. Глава семьи​ сейчас остался, похоже, только у староверов и в мусульманских семьях, и разногласия там решаются куда как проще. Достаточно трех простых правил: "Спроси мужа", "Сделай, как сказал муж" и "Следи за собой, будь внимательна". И в семье полный порядок.

Глава семьи - это просто и разумно. Если семью представить небольшим предприятием, компанией, то глава семьи, муж - это директор. А жена - это владелец этого предприятия. Это человек, который подбирает директора компании, ставит ему задачи, платит ему зарплату и спрашивает за выполнение поставленных задач. Соответственно, задача жены - подобрать правильного мужа, который будет держать руль семьи в правильном направлении и принимать нужные решения. Старинная поговорка "муж - глава семьи, а жена - шея: куда повернет шея, туда и голова смотрит!" - эта поговорка мудра. Роль мужчины в семье - роль лидера, точнее - явного лидера. А роль женщины - роль скрытого лидера . Жена, как скрытый лидер, направляет внимание мужа на задачи, стоящие перед семьей, и подсказывает общее направление решения. Муж, как глава семьи, все рассматривает, решение принимает и выполнение его обеспечивает. После чего жена своим мужем восхищается: платит ему зарплату. И так же, как при налаженной работе предприятия директор - не самая заметная фигура, так и при налаженных отношениях в семье большинство вопросов решается без привлечения главы семьи, естественным образом.

Жена заведует покупками и кухней, муж - финансами, машиной, дачей и ремонтом. Если основные области и функции распределены и каждый успешно решает вопросы на своем участке, то глава семьи не очень востребован, все происходит без его вмешательства. Всем все понятно, в штатных ситуациях глава семьи не нужен. А в трудных и штатных ситуациях глава семьи - необходим.

​​​​​​​Требования к главе семьи - компетентность, навыки руководителя, наличие рычагов власти и житейская мудрость. К сожалению, приходится констатировать, что на роль настоящего главы семьи мало кто из мужчин тянет всерьез. Желающих - не мало, а способных к этому, готовых и умеющих это делать - существенно меньше. С другой стороны, короля делает свита, а главу семьи во многом формирует женщина, которая готова признать власть мужчины над собой. К сожалению, здесь ситуация не лучше: женщины жалуются, что настоящих мужчин нет, и одновременно с этим не хотят, чтобы ими кто-то руководил. При этом важно учесть: настоящий мужчина свяжет себя семейными узами только с той женщиной, которая умеет подчиняться. Если женщина подчиняться не умеет и не готова признать мужчину как главу семьи, настоящий мужчина в роли мужа ей не светит - никогда.

Без вариантов.

В проблемной семье , где не решен вопрос о власти в семье , глава семьи обычно отсутствует или является только номинальной фигурой. В здоровой, качественной семье глава семьи есть, и обычно это - муж . Основные функции главы семьи:

  • Установление четких правил семьи. Женщины не очень склонны придумывать и формулировать правила, по крайней мере явным, прямым и определенным образом. Женщины более склонны создавать традиции, а вот четкие формулировки - это не очень женское. А вот мужчинам обычно это легче, мужчины обычно к четким формулировкам правил более склонны.
  • Соблюдение правил семьи . У женщин чаще случаются настроения, они чаще отвлекаются, да и просто у них в семье и без этого куча дел и обязанностей. Мужчины же обычно более методичны в этом вопросе. Работа организовывать необходимые обсуждения, доводить их до результата и следить за выполнением достигнутых договоренностей - тоже работа главы семьи.
  • Брать ответственность за единоличное решение . Иногда необходимо авторитарное решение вопросов, по которым общее решение выработать при всем искреннем желании сторон не удается. Если вопрос обсуждается и не решается час за часом, день за днем и договориться не удается, то разумнее, если решение возьмет на себя глава семьи. Он же будет нести ответственность за последствия этого решения.
  • Решение трудных вопросов , которые тяжелы и которые жена сама решать не хочет: то ли страшно, слишком велика ответственность, то ли решение непопулярное и жене не хочется подставляться, то ли вопросы решаются только силовым образом, а это не вполне по женски. А муж, как глава семьи - вот пусть все эти вопросы берет на себя и решает. И снова - пусть несет ответственность за их решение.
  • Представительская функция : удобно и хорошо объяснять детям, что папу нужно слушаться, потому что он главный и в семье его слушаются все. Аналогично, сложные вопросы с родственниками и родителями можно, когда жене это кажется удобным, также переводить на мужа: "Он у нас глава семьи, ему и решать!".