История появления игольницы. История игольницы презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему. IV. Закрепление материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детско-юношеский центр «Прометей»

https://pandia.ru/text/78/394/images/image004_104.jpg" align="left hspace=12" width="111" height="176">

Мастер - класс

«История игольницы»

Подготовил:

педагог дополнительного образования

Галина Владимировна Подмогаева

Практические работы" href="/text/category/prakticheskie_raboti/" rel="bookmark">практической работы ; выставка работ.

Инструменты и материалы: готовое соленое тесто, ножницы, кисти, стека, дощечка для лепки, стакан с водой, плотный картон, технологическая карта.

План проведения мастер класса:

1. Организационный момент.

2. Основной этап:

2.1 Теоретическая часть.

2.2 Практическая часть.

3. Этап закрепления знаний.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент

Добрый день, дорогие гости, уважаемые коллеги ! Меня зовут Галина Владимировна


2. Основной этап:

2.1 Теоретическая часть

https://pandia.ru/text/78/394/images/image012_50.gif" alt="Изображение" width="160" height="185">.gif" alt="__300" width="250 height=185" height="185">

Игольница ручной работы, всегда единственная в своем роде и оригинальная. Попробовав изготовить своими руками такую интересную вещицу один раз, вам непременно захочется попробовать изготовить вторую, третью. В любом случае это очень необходимая вещь.

Так, что же такое игольница?

https://pandia.ru/text/78/394/images/image016_40.gif" alt="AN_001_l" align="left" width="197" height="244 src=">История игольницы

Большинство людей воспринимают игольницу как мелкий обыденный предмет, ни какого особого значения не имеющий. Тайной окутано и само происхождение игольницы, но можно проследить основные этапы развития этого аксессуара.

История возникновения игольницы уходит в те далекие времена, когда только стала появляться ткань, а иглы считались роскошью, поэтому встала необходимость в их безопасном и бережном хранении. Первые игольницы изготавливали при помощи бумаги и любой ткани, их перекладывали между собой. Однако такие игольницы позволяли себе иметь только богатые люди.

В более позднее время игольницы изготавливали из слоновой кости дерева, или металла..gif" align="left" width="177" height="185">

Одним из основных занятий женщин на Руси являлось рукоделие . У каждой девки был сундук или шкатулка, наполненная всяческими мелочами для шитья, и одной из самых незаменимых являлась игольница. В некоторых домах игольницами выступали тряпичные куклы, такие как Параскева, но все же колоть иглами тряпичные куклы-обереги считалось неправильным, поэтому часто использовались изготовленные своими руками тряпичные игольницы, расшитые тесьмой или украшенные вышивкой.

В 15 веке появились контейнеры из серебра и слоновой кости. Тогда же игольницы начали набивать шерстью и обтягивать разноцветными тканями.

В 16 веке стало модно крепить подушечки-игольницы к серебряным или деревянным подставкам.

Игольницы 17-18 веков были изготовлены из тканей высокого качества: льна, атласа и украшены вышивкой.

Булавка с игольницей ориентировочно XIV-XVIIвв.

Игольница и наперсток из серебра, Кошелек и игольница Англия, XVII в.

конец XVIII в., Великобритания

Как вы думаете, куда же складывали необходимые мелочи великосветские дамы в XIX веке?

До середины XIX века было модно носить в руке сумочку - ридикюль. Обычно в ридикюле женщины хранили нитки, иголки, вышивание, зеркальце, духи и прочие женские принадлежности. И самым необходимым атрибутом в ридикюле была игольница.


https://pandia.ru/text/78/394/images/image024_37.gif" alt="http://*****/imgs/s/071104/b6accb8c7f56830f26.jpg" width="155" height="185">

Старинные игольницы из германского фарфора

Начало ХХ в.

Игольницы бывают разные по стилю и форме, и сделать их можно из различных материалов: в виде геометрических фигур, сердечка, фигурок любых животных, сумочек, шляпок, в виде пирожных и цветов; из ткани, пряжи, картона, поролона, сшитые или связанные.

Самодельные игольницы можно украсить вышивкой, аппликацией , пайетками, бисером и лентами.

Для наполнения игольницы можно использовать любые губки из плотного поролона (хозяйственные или банные), синтепон или вату.

Алтарь" href="/text/category/altarmz/" rel="bookmark">алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. В России на Рождество в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки». Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна.

Материалы и инструменты для замешивания, изготовления и окрашивания изделий соленого теста

v Для замешивания соленого теста понадобятся : неглубокая чашка; соль (мелкая или среднего помола; крупного помола соль брать не рекомендуется, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании в духовке трескаться.); ложка или деревянная палочка (для перемешивания составляющих компонентов соленого теста); вода.

v Инструменты для лепки: дощечка для лепки, деревянная скалка, стеки, мягкая кисточка, стакан с водой, алюминиевая фольга, вилка, маникюрные ножницы, зубочистки, чеснокодавилка, плоская расческа, различные формочки для выпечки печенья и разнообразный дополнительный материал (бусинки, пуговицы, цветочки, листики и др.)

v Инструменты для окрашивания изделий: краски - акварельные , акриловые, гуашь; мягкие кисти (круглые и плоские - «белка», «пони») разных размеров от № 1 до № 6; стакан с чистой водой; клей ПВА, «Момент»; лак; сухая салфетка или тряпочка.

Способ приготовления соленого теста

Рецепт соленого теста: 1 стакан соли (200 г), 2 стакана муки (200 г), 125 мл стакана воды, 1 столовая ложка масла (подсолнечного).

Для изготовления соленого теста можно использовать пшеничную муку (изделия из пшеничной муки получатся светлые, молочного цвета, их легче после просушивания раскрашивать) или ржаную муку (ржаная мука придает тесту коричневый оттенок, отдаленно напоминающий цвет глины; после просушивания изделие нужно грунтовать светлой краской ). Также можно смешивать пшеничную муку с ржаной в соотношении 1:1.

Тесто из одной ржаной муки менее эластично, чем тесто из пшеничной.

(При замешивании соленого теста (когда перемешиваете муку с солью) можно добавить 1-2 ч. л. сухого обойного клея, предварительно разведенного в небольшом количестве воды. Обойный клей, добавленный в соленое тесто, повышает его прочность и придает большую эластичность при лепке. Кроме обойного клея можно использовать крахмал, но его в пропорциональном отношении потребуется больше.)

Помните! Тесто ни в коем случае нельзя замешивать на глазок, так как излишнее количество соли придает изделиям хрупкость, а при излишнем количестве муки поделки плохо держат форму.

Смешать соль с мукой, развести смесь водой комнатной температуры. Замесить тесто, как на пельмени или лапшу, не сильно круто, но так, чтобы к рукам не прилипало. Главное хорошо вымесить и размять тесто, пока оно не станет эластичным. Готовность теста проверяется путем разрыва теста на мелкие части, при этом из теста не должны высыпаться крупинки соли. Если тесто слишком круто, и оно крошится, добавить немного муки и еще раз вымесить его. Важно замесить нужный состав теста, когда оно замешано правильно, с ним работать одно удовольствие

Помните! Если с тестом будут работать дети, необходимо замесить его покруче, потому что в детских руках тесто слишком быстро станет мягким и липким, как пластилин (дети, прежде чем что-то слепить, очень старательно его разминают).

Поверхность стола для вымешивания и раскатывания теста, должна быть гладкой и ровной. Никаких вмятин и прочих дефектов поверхности, так как все будет сказываться на качестве изготавливаемых изделий.

Лепить лучше всего сухими руками, чтобы тесто не прилипало, но если все-таки оно начинает прилипать к рукам, достаточно обмакнуть пальцы в муку. Так как поверхность теста на воздухе быстро сохнет, хранить его нужно в мешке или плотно закрытой банке (каждый раз доставать оттуда столько теста, сколько нужно для данной детали, а излишки сразу же убирать).

На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки и т. д. Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей. Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипали к тесту.

Для склеивания деталей необходимо смочить кисточку в воде и провести по склеиваемой стороне. Все украшения - бусинки, травинки, веточки, цветочки, бисеринки, семена растений и т. д. соединяются при помощи клея ПВА - это гарантия того, что в процессе сушки в духовке эти детали не вывалятся из теста.

Сушка, окрашивание и хранение изделий из соленого теста

Сушка изделий из соленого теста бывает двух видов: естественная и сушка в духовке.

Естественная сушка. Готовое изделие оставить в теплом месте, на воздухе. При такой сушке на изделии иногда появляются трещинки, потому что внутри оно просыхает медленнее, чем на поверхности. Причиной трещин может стать сквозняк или высокая влажность комнаты. Летом можно выставить изделие сушиться на солнце.

Если изделие имеет слишком большую толщину, то лучше его все-таки сразу сушить в духовке, потому что на 1 мм толщины нужен один день сушки. А большая толщина изделия приведет к тому, что оно скорее раскиснет изнутри, прежде чем просохнет.

Сушка в духовке. Готовое изделие необходимо подсушить на воздухе, а затем обжигать в духовке при температуре не выше 100° - 120°. При предварительном просушивании поделки лучше сохраняют цвет, форму (особенно скульптурки). У полых фигурок не появляются ямки, неровности. Соль не успевает за сутки высохнуть внутри поделки, а значит, расплавится при обжиге в духовке и будет играть не только защитную функцию - спасать от грызунов, но и придаст изделиям прочность.

Готовое изделие сушат в духовке, пока оно не начнет подрумяниваться. Как только изделие начнет подрумяниваться, можно не опасаться, оно уже не деформируется. Если изделие начинает вздуваться, срочно убавить пламя газа, иначе деформация неминуема. При сушке можно приоткрывать дверцу духовки и так регулировать температуру внутри.

Если изделие полностью просушилось, оно легко снимается с противня. Чтобы убедиться, что изделие внутри не сырое, можно слегка постучать по нему указательным пальцем: если звук звонкий, то готово, а если звук приглушенный, значит внутри изделие сыровато, и нужно еще некоторое время дать ему посушиться.

После обжига изделия из теста можно раскрашивать и лакировать. Окрашивать можно как уже просушенное изделие, так и само тесто перед лепкой. Окрашивание всего изделия после просушки наиболее простой, но вместе с тем трудоемкий вариант. Для лакировки используется акриловый лак. Он - водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов.

К сожалению, бывает, от изделия отломился кусочек, что делать? Необходимо промазать жидким клеем ПВА или универсальным клеем «Момент» склеиваемые поверхности изделия и плотно прижать их друг к другу. Желательно на 24 часа изделие оставить в покое в сухом, теплом помещении, для того чтобы изделие окончательно «схватилось».

После обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться сколько угодно долго. Хранить изделия из соленого теста следует в сухом помещении: влага может испортить ваши поделки непоправимо.

Приложение 3

Технологические карты

Лепка основных элементов

Шарик - Отщипните кусок теста, хорошо помните его и придайте шарообразную форму. Потом положите заготовку на раскрытую ладонь, сверху накройте тесто другой рукой и круговыми движениями скатайте шарик. Обязательно проверьте, ровный ли он получился. При образовании трещин или складочек лучше скатать шарик заново. Деталь должна получиться ровной и гладкой формы. Если не обращать внимания на дефекты, то в дальнейшем при сушке и раскрашивание изделия это может стать еще заметнее и даже привести к разлому изделия. Шарик можно скатать и одной рукой.

Капля - Скатайте маленький шарик, затем прокрутите его указательным и средним на большом пальце, так чтобы деталь приняла форму слезинки или капли. Если слегка расплющить деталь получится лепесточек.

Колбаска - Отщипните кусок теста и предайте ему вытянутую форму. Положите на стол заготовку и начните раскатывать движением вперед-назад. Длинную колбаску нужно катать двумя руками от середины к краям. Можно катать частями, следя за одинаковой толщиной. Если колбаска начала рваться, сожмите ее по всей длине подушечками пальцев и прокатайте еще. Если постараться колбаску можно сделать очень длинной или очень тонкой. Чтобы изготовить острый хвостик нужно катать колбаску с увеличенным давлением на край.

Лепёшка - Отщипните кусок теста и предайте ему форму шара. Положите шар на одну ладонь, а другой раздавите.

Для изготовления основы игольницы необходимо:

Раскатать тесто в пласт толщиной 0,5 см, вырезать из него круг и прямоугольник. Прямоугольник сомкнуть в кольцо и промазать шов водой.

Детали просушить. Затем детали соединить между собой, приклеив внутри валик из соленого теста.

Для изготовления шарика - игольницы необходимо:

Из бортовки выкроить круг в два раза шире горлышка игольницы. Выбрать нитки в тон ткани и прошить круг по краю швом «вперёд иголку» отступив 5мм от края.

Немного стянуть круг по краям и поместить внутрь наполнитель - синтепон. Сформировать плотный шарик, стянуть нитку и сделать узелок.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Овальные листья – скатать шарик, из него сделать лепешку, придать ей форму капельки. Стекой продавить полоски - «прожилки». Собрать вместе два-три листочка и приклеить к основе игольницы.

Резные листья – скатать шарик, из него сделать лепешку, придать ей форму капельки и стекой разрезать края. Приклеить готовые листья к игольнице.

Цветочки из лепешечек - скатать несколько шариков разного размера, сделать из них лепешки и наложить их друг на друга по образцу.

Круглые цветочки - скатать шарик, слегка его приплюснуть и при помощи стеки продавить полоски. Таким образом изготовить несколько больших и маленьких цветков.

Приклеить цветочки к игольнице. В середину больших цветов приклеить маленький шарик. В маленьких цветах сделать отверстие обратной стороной кисти.

Эффект «Кракле». Покрыть изделие черной акриловой краской. Дать просохнуть в течение 1 часа, а потом покрыть игольницу формирующим раствором и просушить 1 час. После того, как игольница хорошо высохнет покрасить ее белой акриловой краской и оставить еще на 1 час. Затем акриловыми красками слегка подкрасить листья и цветы, что усилить эффект старины. Приклеить белый перламутровый бисер. Сшить шарик-игольницу.

Технологическая карта «Маки»

Оборудование: соленое тесто, доска для лепки, кисточка, стакан с водой, стеки, ножницы, краска акриловая, проволока, черные бусинки, ткань и швейные нитки красного цвета, синтепон.

Лепестки мака - скатать из теста 5 шариков, придать им форму капельки и придавить их в тонкие лепешки.

Серединка цветка - скатать шарик и при помощи стеки продавить полоски

Прикрепить лепестки к сердцевинке, смазывая их для скрепления водой. При помощи чеснокодавилки готовим «бахрому» - тычинки и приклеиваем вокруг серединки мака.

Листья мака – скатать шарик, из него сделать лепешку, придать ей форму капельки. Стекой продавить полоски - «прожилки».

Готовые цветы и листья приклеить по всей периметру игольницы (не забывая все промазывать водой)

Пчелка. Сначала изготовить крылышки: скатать шарик, из него сделать тонкую лепешку и придать ей форму капельки. Крылышки необходимо подсушить в духовке или естественным способом, чтобы они были твердыми.

Туловище: скатать шарик и придать ему форму груши.

Готовые крылышки вставить в туловище.

Отрезать два куска тонкой проволоки – это будут усики пчелки. Закрепить их в области головы. Скатать два маленьких шарика и приклеить их перед проволочными усиками - это глаза пчелки.

Акриловыми красками раскрасить готовое изделие. На край усиков - проволочки закрепить черный бисер. Нанизываем бусинку на проволоку и прикручиваем. Усики готовы. Из красной ткани сшить шарик - игольницу.

Технологическая карта «Фруктовый сад»

Оборудование: соленое тесто, доска для лепки, кисточка, стакан с водой, стеки, ножницы, приправа «гвоздика», лак, ткань «бортовка», швейные нитки, синтепон.

Яблоко - скатать шарик, слегка сплющить его и в углубления воткнуть гвоздички: с одной стороны ножкой внутрь, с другой - наружу.

Груша - скатать шарик, слегка вытянуть его, придав форму груши и воткнуть гвоздички: с одной стороны ножкой внутрь, с другой - наружу.

Слива - скатать шарик и посередине стекой продавить полоску.

Из шариков одинаковой величины слепить цветы.

Листочки - скатать шарик, из него сделать лепешку и придать ей форму капельки. Стекой продавить полоски - «прожилки».

Приклеить на воду фрукты, листочки и цветочки по всей основе игольницы.

Изделие хорошо просушить. Готовое изделие покрыть лаком. Из бортовки сшить шарик-игольницу.

Приложение 4

Кроссворд «Игольница»

1. Я в твоих руках художник-

Вышивать и шить люблю!

Но со мной поосторожней,

Как обижусь уколю. Иголка.

2. Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь,

Он горячий, как огонь. Утюг

3. Любая хвойная игла

Для швеи была б нужна.

Но не хватает её чего-то

Для ответственной работы. Ушко.

4.Он живет на кончике нитки и держит ее, чтобы она не выскочила из ткани.

5.Ее получают на ткацком станке в результате переплетения нитей основы и утка.

6. На пальце одном,

Ведёрко вверх дном. Напёрсток.

7. Скорчится - с кошку,

Растянется - с дорожку. Нитка.

8. Инструмент бывалый-

Не большой не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт. Ножницы.

9. Железный жучок,

На хвостике червячок. Булавка.

Http://*****/razvitie-rebenka/chitaem-detyam-razvitie-rebenka/zabyitoe-proshloe-igolnitsyi

Красивые игольницы и их история

В каждом доме есть большое количество игл для шитья, хотя часто мы и не являемся профессиональными швеями. Но без них обойтись никто не может и поэтому их надо хранить правильно, чтобы не искать каждый раз нужную иглу. Для хранения игл можно сделать красивую игольницу. Она может быть простой по своему виду или пофантазировав, ее можно украсить так, что она будет красивым украшением интерьера.

Одной из самых незаменимых вещей для шитья и рукоделия является игольница. Это футляр или подушечка для иголок и булавок, используемая в швейном деле. В древние времена, когда ткань только стала распространяться, игольницы изготавливались при помощи любой ткани и бумаги, которые перекладывались между собой. Но их могли себе позволить только богатые люди. Позднее, игольницы изготавливались из дерева или слоновой кости, и между ними располагалась бархатная материя, где хранились булавки, иголки. Позднее, когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди, бедные изготавливали игольницы из подручных материалов.

Игольницы-подушечки часто создаются рукадельницами в декоративных целях. Они могут быть простой формы - квадрат, круг, сердечко - или сложной: в виде сумочки, фигурки животного, цветка. Простую самодельную игольницу можно изготовить из картона, набивного материала, например, ваты или поролона, ткани. Игольницы украшают вышивкой, аппликацией, а вместо ткани может использоваться вязка.

Игольница "Цветок"






Игольница "Шляпка"


Понадобится: кусочек хлопковой ткани: ситец, бязь, лен; синтепон, нитки и иголка для шитья,кружево, ленточка для декора

Ход работы:

Вырезать из кусочка пластиковой ненужной коробочки (например,упаковки), либо из плотного любого картона два кружочка диаметром 11 см и 5 см. Для того, чтобы обвести окружность аккуратно, использовать можно обыкновенную чайную чашечку

Выкроить детали из основной ткани.

Для этого выкроенные круги из картона приложить к ткани и добавить припуски на подгибку и швы. Должно получится две детали из ткани диаметрами 19 см и 13 см.

Наполнение и формирование поделки.

По краям присобрать на ниточку каждый из кружочков и слегка подтянуть. Обратите внимание на то, как происходит распределение сборки - с одного края по-гуще, а с другого - менее густо.

Вложить в меньшую заготовку синтепон. А в большую - вложить круг из пластика или картона.

Нитки подтянуть и стянуть так, чтобы образовались плоская нижняя часть шляпки игольницы и верхняя объемная наполненная детальки.

Украшание и декор игольницы "шляпки"

Соединить, сшить и украсить линию шва (соединение верхней части шляпки и нижней) кружевом и сверху - ленточкой по кругу.

Далее сделать розочку из ленточки, скручивая нижний край ленты и как бы подворачивая верхний. Либо можно использовать маленькую готовую декоративную розочку из ленты уже с зелеными листиками.

Сложить бант из атласной тонкой ленточки и соединить вместе с розочкой и пришить ее к "шляпке" - игольнице.

Еще одна игольница "Шляпка"


Игольница "Тыковка"

Взять: ткань, синтепон, иголка и нити, ножница

Процесс работы:

Вырезать из ткани два кружочка диаметром 6 - 9 см. Можно сначала кружок нарисовать на бумаге или картоне, чтобы получился круг аккуратнее.

Сложить детали лицевой стороной внутрь и прошить по окружности, оставив отверстие около 2 см.

Вывернуть и плотно набить синтепоном. Зашить отверстие.

Длинной иглой, начиная с середины, прошить и стянуть подушечку.

Лучше подушечку разделить на 8 сегментов и получится вот такая маленькая тыковка.

Игольница "Баночка"




И еще несколько красивых игольниц



























В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних - на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие … (игольницы).

Каждый человек хранит булавки и иголки в игольнице. Игла – это древнейшее изобретение человека. Изобрели ее даже раньше, чем колесо. Игольница - простое и полезное изобретение встречается у каждой хозяйки. Ею пользовались как крестьяне, так и знатные люди.

Когда точно появилась игольница, сказать трудно, а вот этапы ее развития известны. В отличие от современности, много веков назад игла считалась роскошью. Поэтому встала необходимость в ее безопасном и бережном хранении.

В 15 веке появились контейнеры из серебра и слоновой кости. В это же время игольницы стали набиваться шерстью и обтягиваться тканью.

В 16 веке стало модно крепить подушечки игольницы к серебряным и деревянным подставкам.

В 17-18 веках игольницы были изготовлены из тканей высокого качества: льна, атласа и украшены вышивкой.

В 19 веке игольницы становятся в большей степени декоративным элементом в форме рюмочки для яиц, корзиночки на металлической, стеклянной или фарфоровой подставке.

В начале 20 века стали популярными игольницы-зажимы. Конструкцию крепили к столу, чтобы предотвратить скольжение ткани.

В Этнографическом музее им. В.И. Романова имеется игольница-швейка, которую использовали в Марийском крае в конце ХIХ – начале ХХ веков. Подушечка игольницы расположена на стойке из четырех вертикальных упоров, которые украшены винтообразной резьбой ручной работы. Под стойкой расположена компактная коробка с крышечкой для мелких швейных принадлежностей. Она закрывается на маленькую вертушку. С одной стороны коробки идет продолжение конструкции для игольницы. Это расширяющаяся плоская доска, на которую вышивальщица садится.

Рукоделием занимались все. С вышивкой было принято ходить в гости. А иглы необходимо было где-то хранить. В народе игольницы называли игольниками. Этот предмет очень почитался. Матери дарили игольницы своим дочерям. Когда девушка выходила замуж, то игольницу она забирала с собой в дом супруга. Чем богаче была семья, тем дороже был игольник.

А сейчас игольницы бывают совершенно разные: и шитые, и вышитые в форме цветов, шляпок или животных, и в баночке, и дорожные, и, конечно же, антикварные.

Игольницы - прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для шитья и вышивания, так и для декоративных целей.

Научный сотрудник отдела учета и хранения
Таюкова Людмила Владимировна.
Фотографии предметов из фондов.

Игольница - швейка начало ХIХ - ХХ веков

Игольница начало ХIХ - ХХ веков

Игольница привинчена к швейной машине

Современная игольница

Черепашка-игольница своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото

Шьем черепашку-игольницу

Мастер-класс по рукоделию с пошаговым фото «Черепашка- игольница»

Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Мастер-класс рассчитан на детей старшего и среднего возраста, для педагогов, родителей и творческих людей.
Назначение: имеет практическое применение в качестве забавной игольницы, может служить хорошим подарком и использоваться в качестве интерьерной игрушки.
Цель: сшить черепашку-игольницу из ткани.
Задачи: познакомить с технологией изготовления игольницы, совершенствовать практические навыками работы с тканью.

В нашем доме знают точно,
Что хранится в ней так прочно:
То, что в стоге не найдешь,
Ты всегда в нее воткнешь.
Можно брать ее с собой –
Выручит в беде любой.
Эта милая вещица
В каждом доме пригодится.
С нею дело спорится!
Зовут ее игольница.
(А. Юсупова)

История игольницы
Каждый из нас воспринимают игольницу как мелкий обыденный предмет, не имеющий никакого особого значения. Происхождение игольницы окутано тайной, но можно проследить, как она возникла и совершенствовалась с годами.
Начинается история возникновения игольницы из тех далеких времен, когда только начала появляться ткань, а иглы являлись большой роскошью, поэтому была необходимость в их бережном хранении. Первые игольницы делали при помощи бумаги и ткани, перекладывая их между собой. И даже такие игольницы имели возможность иметь только богатые люди.
В более поздние времена игольницы стали изготавливать из слоновой кости, дерева или металла. Тогда же их начали набивать шерстью и обтягивать тканями. А уже позднее игольницы начали делать из высококачественных тканей: атласа, льна, их стали украшать различными вышивками. Тогда же игольницы становятся в большей степени декоративным элементом в форме рюмочек для яиц, корзиночек.
В наше время существует большое разнообразие игольниц, выполняемых в различных техниках. Одну из них я предлагаю вам изготовить по представленному мастер-классу. Сшейте ее для себя, и пусть она радует всегда вас, находясь под рукой. Всем желаю удачи!

Игольница имеет небольшие размеры, поэтому для ее изготовления потребуется минимум материала.


Материалы и инструменты:
1. Ткань цветная - 20/20 см.
2. Ткань однотонная - 20/30 см.
3. Наполнитель холлофайбер.
4. 2 бусины черного цвета.
5. Нитки швейные.
6. Кружево х/б - 40 см.
7. Декоративный цветок.
8. Пуговица – божья коровка.
9. Шаблоны деталей.
10. Ножницы.
11. Мелок портновский.


На ткани разложить шаблоны деталей. На однотонной ткани – тельце, ножки, животик, на цветной – панцирь.


Обвести шаблоны и на ткани отметить метки, которые есть на шаблонах. Это облегчит дальнейшую работу при пошиве. Все шаблоны сделаны с учетом припуска на шов.


Вырезать перенесенные на ткань детали.

Взять тельце и ножки, совместить их по метке 1 лицевой стороной друг к другу (во время работы смотрите номера меток на шаблонах).


Пришить сначала с одной стороны, а затем аналогично с другой.


Так выглядит животик с ножками после их соединения.


Соединить тельце по меткам 1,2,3 с шитыми ножками и животиком лицевой стороной друг к другу.


Прошить от метки 2 до метки 3.


Сложить две части тельца лицевой стороной друг к другу.


Сшить тельце оставляя не зашитой 5-6 см в верхней части, для того чтобы вывернуть на лицевую сторону и наполнить холлофайбером.


Вывернуть тельце на лицевую сторону.


Наполнить холлофайбером и зашить.


Насквозь проткнуть иголкой место для глаз.


Пришить бусины.


На деталях панциря прошить вытачки.


Сложить детали панциря лицевой стороной друг к другу и прошить.


Сложить лицевой стороной друг к другу нижний срез панциря и кружево, пришить.


Отогнуть кружево на лицевую стороны и по лицевой стороне вокруг всего панциря сделать строчку.


На кружеве (10 см) с помощью иглы сделать строчку.


Стянуть нитку, получается цветочек. Расправить его.


На получившийся цветок пришить готовый зеленый цветок, и, не отрывая нитки, пришить пуговицу.



Пришить цветок на боковую часть панциря.


Надеть панцирь на черепашку и закрепить его на шее и в хвостовой части (места закрепления показаны иголками).


Черепашка сшита.


В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня - на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие игольницы.
(Натали Самоний)

Класс: 5

Презентации к уроку









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Цели урока:

  • Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
  • Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация 1, презентация 2, экран, ножницы, иглы для ручных работ, швейные нитки, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, лекала (круги: D=10см, D=16см, D=18см), плотный картон, стаканчик из-под йогурта, хлопчатобумажные ткани, инструкционная карта (приложение ), тесьма, ленты, кружево.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи : история, ОБЖ, русский язык, математика.

Время: 2 часа по 45 мин.

Словарь: игольница, лоскут, шов «вперед иголку», потайной шов, тесьма, кружево, фурнитура, лекало, тулья.

Терминология: прометать, приметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть

1. Актуализация знаний.

Прошу отгадать загадку, доскажи словечко:

В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие… (игольницы )

(Презентация 1, слайд 2)

2. История игольниц, виды игольниц.

Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для шитья и рукоделия является игольница.

  • А что представляет из себя игольница, как вы думаете?

(Игольница – это футляр или подушечка для хранения иголок и булавок, используемая в швейном деле, чтобы не было их потери) (слайд 3).

Рассказ учителя.

Игольница – самая первая вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? Это самый нужный аксессуар среди принадлежностей для шитья: все нужные иголочки и булавочки не теряются во время бурной кипящей работы над очередным шедевром (слайд 4).

История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди (слайд 5).

Позже стали изготавливать игольницы из разнообразных тканей и разной основы – дерева и слоновой кости (слайд 6).

А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди (слайд 7).

А бедные изготавливали игольницы из подручных материалов.

Хранить иглу-кормилицу, которая помогала шить одежду от мала до велика – особое дело (слайд 8).

Многие народы твердили, что к этому маленькому чуду нужно относиться бережно, поэтому и ее хранение должно быть на высоком уровне. Она – символ женского начала. Многие народы при рождении девочки втыкали иглу в подобие игольницы и относили в священное место. Мало того, если умирала женщина, то вместе с ней хоронили и иглу.

Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница (слайд 9)

И сейчас каждая хозяйка в доме обязательно имеет эту удивительную вещицу, которую выбирают или шьют для себя по душе. А если игла ваша кормилица – ее «дом» должен быть удобным и комфортным (слайд 10).

Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками.

Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки. Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера.

Игольницы могут быть простой формы: (слайд 11)

  • Квадрат (слайд 12)
  • Круг (слайд 13)
  • Сердечко (слайд 14)

Или сложной формы: (слайд 15)

  • Игольница-сумочка (слайд 16)
  • Игольница – фигурка животного (слайд 17)
  • Игольница-цветок (слайд 18)
  • Игольница-кактус (слайд 19)
  • Игольница- шкатулка (слайд 20)
  • Игольница- игрушка (слайд 21)
  • Игольница на руку (слайд 22)
  • Вкусная игольница (слайд 23)
  • Игольница-корзиночка (слайд 24)
  • Игольница-туфелька (слайд 25)

Многим нравятся симпатичные вышитые игольницы-кривулечки, которые украшаются разными видами: вышивкой, бисером, пайетками (слайд 26).

Старая, но любимая чашка может продолжить свое существование в виде игольницы, украшенной по вкусу лентами, кружевом, тесьмой, фурнитурой (слайд 27).

3. Постановка учебной проблемы

Сегодня на уроке мы изготовим игольницу, но какой она будет формы, отгадайте загадку:

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шляпа)

(слайд 28)

  • Что означает слово «шляпа»?
    (Шляпа – это головной убор )
  • Какую функцию выполняет этот головной убор? (слайд 29)
    (Шляпа защищает от холода, и она является важной деталью женского костюма на все случаи жизни ).

О функциональных особенностях шляп рассказывается в стихотворении Галины Бакулиной «Примерка шляп» (слайд 30).

Вика шляпы примеряет.
Толк и цену каждой знает (слайд 31)
Для тепла вот эта шляпа
В холод носит ее папа (слайд 32)
Эта важная из меха –
Для достижения успеха (слайд 33)
А это вот не важная,
Легкая бумажная.
Во время ремонта можно надеть,
Надо ее в каждом доме иметь (слайд 34).
Вот – нарядная мамина шляпка (слайд 35)
А это смешная дедулина шапка (слайд 36)
Шляпа такая от солнышка спрячет,
Для лета она, потому всех и ярче (слайд 37).
Это бабулина, очень симпатичная (слайд 38).
А вот и Викулина шляпка – девичья (слайд 39)

4. Проблемный вопрос:

  • Почему сегодня на уроке мы говорим об игольнице и шляпках?
  • Сформулируйте тему урока

Тема урока «Изготовление игольницы-шляпки» (слайд 40)

(Образцы игольниц-шляп – слайд 41 )

  • Сформулируйте цель урока (Презентация 2, слайд 2)
  • Повторить и закрепить ручные швы.
  • Изготовить игольницу в форме шляпки и украсить ее.

III. Практическая работа

1. Инструменты и материалы при выполнении игольницы (слайд 3)

2. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (слайды 4,5)

    Труд – дело важное.
    Порой небезопасное.
    Правила должны мы знать,
    Их четко нужно выполнять

    Ты с иголкой не шути,
    И в руках не тереби,
    А, уж взяв ее за ушко,
    Уколи ее в подушку.

  • С ножницами не играй,
    Высоко не поднимай.
    И, держа за острый край,
    Подружке их передавай.
    Лишь окончена работа -
    Ножницам нужна забота:
    Не забудь ты их закрыть
    И на место положить.

3. Повторение приемов выполнения ручных швов (слайд 6)

4. Показ трудовых приемов изготовления игольницы-шляпки

Шаг 1

Подготовить плотный картон для полей шляпки, стаканчик из-под йогурта для верхней части шляпки, ткань, синтепон (слайд 8).

Шаг 2

Из картона и синтепона вырезать круги D=10см (слайд 9).

Шаг 3

Круг из синтепона наклеить на круг из картона (слайд 10 ).

Шаг 4

Из ткани вырезать два круга: D=18см и D=16см (слайд 11)

Шаг 5

Стаканчик из-под йогурта обрезать на высоту 3,5см. Бортики срезать, оставив 1мм для жесткости (слайд 12). (Примечание: стаканчики были приготовлены учителем заранее.)

Шаг 6

Прометать круги из ткани двойной нитью по краю, отступив от среза 5мм, мелкими стежками швом «вперед иголку» (слайд 13).

Шаг 7

Положить круг из картона синтепоном вверх на большой круг из ткани, затянуть шов и связать концы нитей. Равномерно распределить складки по кругу (слайд 14).

Шаг 8

Набить стаканчик синтепоном, поставить на середину меньшего круга бортиками вверх и туго собрать по шву, стягивая за концы ниток. Связать концы нитей. Равномерно расправить складки (слайд 15).

Шаг 9

Получились две детали для будущей шляпки-игольницы – поля и тулья (слайд 16).

Шаг 10

Соединить обе заготовки между собой потайными стежками (слайд 17).

Шаг 11

Место соединения закрыть отделкой, используя остатки кружев, тесьмы, лент
(слайд 18).

Шаг 12

Украсить игольницу как подскажет ваша фантазия, используя сочетание цветов в цветовом круге (слайды 19)

Цветовой круг, сочетания цветов (слайд 20)

5. Физкультминутка (слайд 21)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два:
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

6. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование .

  • Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места.
  • Проверка правильности размещения лекал на ткани и раскроя деталей.
  • Проверка соблюдения технологической последовательности выполняемой работы.
  • Проверка соблюдений правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
  • Индивидуальная работа с учащимися, помощь в работе.

IV. Закрепление материала

(слайд 22)

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Какие швы вы использовали при изготовлении игольницы-шляпки?
  • Почему шов называется потайным?
  • Как вы будете использовать свои игольницы-шляпки?

V. Итог урока

  • Сообщение о достижении цели урока.
  • Анализ выполненных работ.
  • Выставка ученических работ.
  • Разбор ошибок.
  • Рассмотрение потери рабочего времени.
  • Выставление оценок и их аргументирование.

VI. Рефлексия

(слайд 23)

Теперь вы должны оценить свою работу.

  • Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик
  • Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.
  • Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.